Личностное развитие

Уровень и темпы личностного развития могут способствовать, но могут и препятствовать профессиональному становлению, более того – могут привести к деформации человека как профессионала, а профессиональная деформация может привести к личностному перерождению. Умственная леность, отсутствие трудолюбия, интереса к людям, порочные мотивы (связанные, например, с удовлетворением сиюминутных нужд и прихотей, поиском удовольствий), неспособность преодолевать препятствия – подобные личностные проявления не способствуют профессиональным достижениям, а совсем напротив – препятствуют профессиональному росту. Успехи и достижения в профессии окрыляют личность, стимулируют ее проявления и в других сферах деятельности и отношений: в семье, в товариществе, благотворительности и т.п.

Психологи (А. К. Маркова и др.) отмечают такие черты личности, способствующие профессиональному становлению, как:

• следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах (психологи называют это внутренним локусом контроля);

• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности (эго одно из проявлений сформированной рефлексии);

• адекватная самооценка, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе, самокритичность, способность с определенной долей иронии воспринимать собственную персону, чувство юмора (если его нет, то понимание, что чувство юмора отсутствует), эмпатийность.

Динамизм развития профессионала

Под воздействием профессиональной деятельности у человека появляются новые образования в психике, которых не было прежде или они были, но в другом виде и объеме. Динамизм развития профессионала как личности зависит от внешних и внутренних условий. Появление новых технологий и средств общения (компьютеры, Интернет, мобильная связь, лазеры и многое другое), их постоянное совершенствование влияют на перестройку или принципиально повое функционирование операциональной сферы. В течение жизни изменяются профессия сама по себе, представление о ней окружающих, требования к ней общества, ее социальный престиж, соотношение с другими сферами деятельности. А это не может не влиять на мотивацию, удовлетворенность человека своим трудом, комфортность существования в профессии. Внутренними условиями развития профессионала выступают представление человека о профессии, оценка уровня профессионализма, точнее – переоценка, оценка социальной и личностной значимости профессии. Если вовремя не учитывать названные и многие неназванные факторы и процессы, можно безнадежно отстать и в личностном, и в профессиональном развитии. Если с упорством, достойным лучшего применения, использовать в профессиональной деятельности каноны, усвоенные в институтской аудитории еще на "заре туманной юности", не учитывая течения времени, запросов общества, темпа жизни, можно оказаться на обочине, а настоящая жизнь, как говорится, "пролетит мимо, весело сверкая лакированными крыльями".

Подлинным профессионалом можно считать человека, овладевшего нормами и технологиями профессиональной деятельности, основами коммуникативной культуры, добивающегося в своей работе профессионального мастерства и руководствующегося профессиональными этическими нормами. Такой человек развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, вносит в профессию творческий вклад, способствует повышению престижа профессии в общественном мнении, стремится и умеет передавать накопленный профессиональный опыт новым поколениям.