Личность

Современная психология не имеет единого определения личности. В результате не только на практике, но и в науке нередко возникает путаница при употреблении таких понятий, как личность, индивидуальность, характер и др. В мировой психологии можно выделить несколько направлений в подходах к теории личности, которые в настоящее время распространены достаточно широко. Иногда говорят о пяти типах (направлениях) теорий личности: психодинамическом, феноменологическом, диспозициональном, поведенческом и когнитивном.

Основные принципы психодинамической теории личности предложил З. Фрейд. По его мысли, наиболее важным стимулом развития личности человека оказываются инстинкты, которые можно объединить в две группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти. Наиболее существенными для развития личности в рамках концепции Фрейда считаются сексуальные инстинкты. Они питаются некоей внутренней энергией, которая носит название либидо. Как известно, Фрейд выделил три основные структуры личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Супер-Эго ("Сверх-Я"). Основной принцип Ид – это принцип удовольствия. Ид заставляет человека искать наслаждений и избегать боли. Супер-Эго противоположно Ид, оно представляет собой систему ценностей, норм, идеалов и правил поведения, принятых в обществе. Эго отвечает за важные для жизни и деятельности человека решения. Его основная задача – обеспечить удовлетворение желаний Ид и поставить их под контроль социально заданных требований Супер-Эго. Все компоненты личности находятся в борьбе и противоречиях. Конфликты между ними приводят к психическим, нервным и телесным заболеваниям.

В рамках психоанализа были созданы и другие психодинамические теории личности. Такие концепции, в частности, предложили К. Г. Юнг и А. Адлер.

Феноменологические теории личности отстаивают идею, согласно которой человека можно оценить только в рамках субъективного восприятия им действительности. Авторы таких теорий считают, что объективная реальность осознается и воспринимается человеком индивидуально; что он сам способен строить свою судьбу, принимать решения и нести ответственность за тс поступки, которые совершает. При этом по природе своей человек изначально позитивен, он стремится к самореализации и саморазвитию. Подобные взгляды, в частности, представлены в теории личности американского психолога Карла Роджерса, выработанной в рамках так называемой гуманистической психологии. По мысли Роджерса, люди в целом – разумные создания, стремящиеся жить в гармонии с другими людьми. Основу личности, по Роджерсу, составляет изначальное стремление человека развивать свои лучшие качества, которые заложены в нем природой.

Диспозициональные теории личности часто называют теорией черт, так как ученые, высказывающие подобные взгляды, полагают, что люди изначально обладают неким набором предрасположенностей (или диспозиций) реагировать определенным образом в различных жизненных ситуациях. Иными словами, люди как бы устойчивы в мыслях, чувствах и действиях, и этот набор черт личности не зависит от обстоятельств, стихийно возникающих ситуаций и даже индивидуального жизненного опыта. Каждая личность абсолютно уникальна и се описание может быть сведено к описанию ее многочисленных психологических черт. Таких взглядов придерживались Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Б. Кеттелл и др.

Поведенческие теории личности, или теории научения, рассматривают личность как некий закрепленный в психике индивидуальный опыт человека. Иными словами, согласно данному подходу человек становится тем, чему он научился или чему его научили. Иногда здесь говорят о теориях социального научения, поскольку приобретаемый опыт очень часто передается человеку другими людьми или формируется при их непосредственном участии. В поведенческих теориях личности обычно выделяют два направления. Первое основано на работах психологов-бихевиористов, прежде всего Дж. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Сторонники второго направления полагают, что поведение человека регулируется в первую очередь внутренними факторами, например целями, потребностями, мотивами, самооценкой. Такие идеи представлены в работах А. Бандуры, Дж. Роттер и др.

Когнитивную теорию личности одним из первых попытался построить американский психолог Джордж Келли, который полагал, что человек изначально, по природе своей, исследователь, стремящейся понять, кто он такой, что с ним происходит в настоящее время и что может произойти в будущем. Это значит, что поведение личности определяется прежде всего когнитивными (познавательными) процессами. Каждый человек создает собственную модель мира, которую Келли называл личностным конструктом. Таким образом, согласно Келли, личность – это система конструктов, неких образов мира, которые можно выявить с помощью специальной методики. Келли разработал для этого метод репертуарных решеток. Взаимопонимание между людьми, по теории Дж. Келли, возможно только в том случае, если системы конструктов у людей совпадают или похожи.

Несмотря на то что психологией выработано немало подходов к изучению личности человека и объяснению ее природы, исследования, моделирование личности и создание теорий продолжаются и поныне. По-видимому, это связано с многофакторностью изучаемого объекта и исторически сложившейся неразберихой в терминах, а также трудностями перевода.

Поскольку данной проблемой многие десятилетия занимались ученые разных стран, категория личности представляет собой нечто вроде разрушенной вавилонской башни, где договориться об используемых понятиях иногда намного проще, чем доказывать, что одно слово отражает сущностные характеристики объекта лучше, чем другое.

Пример

В рамках рассматриваемой темы нельзя обойти вниманием очень популярную сегодня психотипологию людей, сформировавшуюся на основе древней астрологии. Эта типология привлекала и привлекает многих исследователей, но до сегодняшнего дня не получила в официальной науке никакой адекватной оценки и тем более официального признания. Однако, например, Г. Айзенк пытался найти эмпирические (корреляционные) связи между типологией К. Г. Юнга и древними астрологическими типами и даже написал несколько статей на эту тему. С большим интересом относился к этой типологии известный российский психолог Владимир Николаевич Дружинин. В его планах была подготовка нескольких кандидатских диссертаций с проверкой гипотезы о связи астрологических типов людей и их психологических характеристик, полученных научными психодиагностическими методами. Российский математик профессор В. Ю. Крылов, заведующий лабораторией математической психологии Института психологии РАН, также с большим интересом относился к данной психологической типологии и в рамках синергетических исследований предлагал объяснение причинно-следственной связи между фактом рождения человека, событиями его жизни и психологическими характеристиками.

По популярности среди населения и у практических психологов данная типология является, наверное, самой распространенной, так как обладает целым рядом очевидных практических преимуществ. Поскольку она основана на тысячелетних наблюдениях (в частности, соотнесении дат рождения знаменитых людей и их характера), т.е. проверена временем, ее нельзя оставить вне сферы внимания в рамках исследований дифференциальной психологии. Эта типология позволяет четко зафиксировать момент возникновения психотипа (перинатальный стресс), дает возможность системно сопоставить огромное количество переменных, показывающих наличие связи типа личности, ее индивидуальных особенностей, поведения и неких системных хорошо контролируемых наблюдений (космические процессы). Однако официальное принятие данной типологии в психологическую практику осложняется наличием целого ряда вопросов, которые остаются в науке без ответов. Например:

1. Чем определяется ОГЛАВЛЕНИЕ психологических характеристик, свойственных каждому типу, и почему данному типу присущи именно эти характеристики, а не какие-либо другие?

2. Как отделить научно обоснованные аргументы от мистического толкования факта рождения конкретной личности (от судьбы конкретного человека)?

3. Как объяснить резкое изменение психологических характеристик каждого типа людей в зависимости от даты рождения?

4. Почему часто отсутствует точное совпадение поведения конкретной личности с очередным прогнозом событий, особенно на малых промежутках времени (часы и дни)?

5. Почему прогнозы всегда выполняются на уровне качественных шкал и не соответствуют точным количественным измерениям, позволяющим использовать традиционную математику и измерительные психометрические шкалы высокого уровня?

6. Почему прогнозы практически не коррелируют с известными психодиагностическими тестами и фактически отсутствует возможность установить степень влияния на конкретную личность других значимых для психологии факторов (генетических, социальных и пр.)?

И все же представляется, что данная типология личности абсолютно не противоречит здравому смыслу и практическому опыту. На наш взгляд, во многих случаях ее целесообразно учитывать, по крайней мере в качестве гипотезы, пусть пока и не проверенной современными научными методами.