Личная власть
Тс источники власти, которые мы рассматривали до сих пор, были результатом положения человека в организации. Как бы там пи было, это не единственный способ осуществления власти в организации. Имеется также власть, источником которой являются уникальные персональные, личностные качества и характеристики самого человека. Такую власть называют личной властью. Исследователями выделяются четыре источника личной власти, которые ниже рассмотрим более подробно в следующей последовательности:
• рациональное убеждение;
• экспертная власть;
• референтная власть;
• харизматическая власть.
Рациональное убеждение. Власть в этом случае основывается на использовании логических аргументов и фактов, для того чтобы убедить других в приемлемости идеи, способа поведения, действий. Рациональное убеждение — очень эффективный метод, но только в том случае, если собеседники достаточно умны и образованы, чтобы хорошо понять ситуацию. Особенно если убеждение основано на хороших логических аргументах, четких доводах и фактах, а так же на стремлении найти лучший путь достижения организационных целей, принести большую выгоду компании. Следовательно, ничего удивительного нет в том, что рациональное убеждение — одна из самых популярных тактик социальных взаимодействий между начальниками и подчиненными.
Экспертная власть. Если человек является признанным группой экспертом в определенной области, его мнению будут не только доверять, но и действовать в соответствии с его советами, указаниями. Он может не занимать никаких формальных должностей, не обладать влиянием на систему поощрений и наказаний, принятую в организации, но обладать властью в полном соответствии с тем формальным определением власти, которое было дано выше. Такому человеку доверяют, основываясь на том, что "ему лучше знать". Власть эксперта может быть очень значительной, после того как он проявил свои знания и были "верифицированы", подтверждены организационной практикой решения проблем. В конце концов люди уважают тех и стремятся следовать за теми, кто разбирается в своем деле. Проблемы возникают тогда, когда человек, находящийся на высоком посту, не обладает достаточными знаниями и компетентностью, чтобы его уважали подчиненные (особенно если эти начальники считают, что они знают больше, чем они знают в действительности). Менеджеры, которые не продемонстрировали своей компетентности в деле, которым занимается группа и которой они руководят, определенно будут ослаблять свои лидерские позиции от невозможности использовать такой источник власти. Люди, являющиеся экспертами, обладают колоссальной властью в организациях, успех деятельности которых решающим образом определяет их интеллектуальным капиталом (например, консалтинговые компании, адвокатские конторы, малые инновационные фирмы и т.п.).
Референтная власть. Люди, которых любят и уважают в организациях за их опыт, умение общаться, готовность оказать поддержку в трудную минуту, проявляющих решительность и выдержку в кризисных ситуациях могут заставить других поддержать их идеи и предложения. Такой тип влияния называется референтной властью. Менеджеры высшего звена, обладающие набором подходящих личных качеств и хорошей репутацией, могут заметить, что у них есть референтная власть по отношению к младшим менеджерам, что последние стремятся им подражать. Референтная власть является важным и полезным дополнением в позиционной власти.
Харизматическая власть. Некоторые руководители пользуются такой широкой поддержкой и любовью, что кажется, что их обожествляют, или, по крайней мере, признают за ними наличие качеств, недоступных простым смертным. В таком случае говорят о харизматической власти. В научный оборот понятие "харизма" ввел немецкий социолог М. Вебер, определяя ее следующим образом: "авторитет необыденного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма и др. — харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или — в области политики — избранный князь-военачальник, или плебесцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь".
Последователи харизматического лидера без принуждения, с готовностью и энтузиазмом подчиняются его авторитарному лидерству. Руководители, наделенные харизматическими чертами, нацелены на стратегию, имеют довольно четкое представление о будущем организации и о путях достижения этого будущего. Такие люди, как правило, чрезвычайно коммуникабельны. Они используют образный язык и яркие метафоры, чтобы заинтересовать толпу. Они "поддерживают" свои слова активной жестикуляцией. Важно, харизматические личности внушают доверие. Их честность никогда не вызывает сомнения, и в этом источник их силы. Наконец, харизматические личности делают так, что другие хорошо себя чувствуют в их обществе. "Поздравляю с хорошо выполненной работой" — фраза, которую часто можно услышать от такой личности.
Подводя итоги сказанному в данном разделе, можно сказать, что люди могут влиять на других, как в силу своего положения, так и благодаря своим личным качествам, однако максимальное влияние достигается, когда эти переменные сочетаются.