Либерализм как хозяйственная идеология

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) сложился в Западной Европе XVIII в. как система взглядов, противопоставляющая абсолютной монархии и духовно-нравственному доминированию церкви принципы незыблемости прав и свобод человека. Обоснованием принципов либеральной идеологии стала философская концепция естественного права и естественного равенства людей, а также идеи утилитаристов и рационалистов, утверждающих универсальность стремления человека к пользе и выгоде.

Таким образом, в либеральной идеологии изначально была сильно развита экономическая составляющая, которая представляет преимущества свободного рынка и свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, рассматриваемых в качестве "экономического человека", т.е. в отрыве от социокультурных связей, обязательств, зависимостей и т.д. Экономическая свобода мыслится как реализация "естественного" стремления человека к максимизации выгоды, понимаемой как прибыль и вообще материальные преимущества. Базируется экономическая свобода, с точки зрения приверженцев либеральной идеологии, на следующих принципах:

• незыблемость и неотъемлемость частной собственности, которая рассматривается в качестве гарантии не только экономической, но и социальной свободы и независимости;

свобода конкуренции, в которой, согласно взглядам одного из виднейших идеологов экономического либерализма О. Хайека, видится механизм открытия наиболее эффективных методов хозяйствования и координации действий хозяйствующих субъектов без насилия и вмешательства государства;

• формальное равенство хозяйствующих субъектов на рынке как равенство возможностей, становящееся обоснованием фактического экономического неравенства результатов хозяйственной деятельности;

невмешательство государства в экономику, принцип laissez faire (от франц. буквально "оставь делать"), согласно которому неприемлемы любые формы государственного регулирования хозяйственной жизни – субсидии, ограничения свободы торговли и т.д. Либералы придерживаются предложенной еще А. Смитом модели государства – "ночного сторожа", роль которого сводится к надзору за соблюдением законов и прав участников свободного рынка;

контрактные отношения на всех рынках, включая рынок труда, обеспеченные верховенством права.

Принципы свободной конкуренции, формального равенства и контракта означают, что каждый участник рынка принимает на себя ответственность за последствия своих действий и не имеет права претендовать на защиту и поддержку с чьей-либо стороны. Таким образом, классический экономический либерализм, при своем декларативном гуманизме, представляет собой весьма жесткую социальную систему, в которой "каждый сам за себя". Однако в "смягченных" версиях либеральная идеология предполагает возможности проведения социальной политики, направленной на уменьшение последствий социального неравенства путем выплаты пособий по безработице, создания систем бесплатного здравоохранения и образования для малообеспеченных и т.д. Характерно, что при этом последовательные приверженцы либерализма считают целесообразным добровольное принятие на себя социальной ответственности бизнесом ("корпоративное гражданство") и частными лицами для предотвращения усиления вмешательства государства в жизнь гражданского общества и экономику. Однако такие столпы современного экономического либерализма, как М. Фридман, считают обременение бизнеса социальной ответственностью пагубным для выполнения его прямых функций – обеспечения максимальной прибыли акционерам.

Очевидно, что современный либерализм имеет множество отклонений от "идеального типа", обусловленных усложнением социально-экономических проблем общества. Есть немало расхождений и в интерпретации других принципов либеральной идеологии, например невмешательства государства в экономическую жизнь и свободы рынка. Некоторые социально ориентированные либералы допускают применение механизмов прямого или косвенного государственного регулирования экономического развития, в том числе и для ограничения деятельности монополий, которые сами стремятся ограничивать свободу доступа на рынки для других участников хозяйственной деятельности. Их оппоненты настаивают на полном невмешательстве, наиболее радикальные представители этой точки зрения, либертаристы, утверждают, что даже услуги по защите прав и свобод участников рынка должны предоставляться на рыночной, конкурентной основе.

Либерализм как идеология, отстаивающая экономическую свободу на базе частной собственности, рыночные принципы организации хозяйства и свободную конкуренцию, ассоциируется с капиталистической системой хозяйства, модернизацией и высоким уровнем социально-экономического развития в странах Западной Европы, США, Австралии и др. Экономический либерализм нередко лежит в основе политики модернизации и становится составляющей идеологий модернизации в странах Востока, Южной Америки, где он одновременно является составляющей западнических идейно-политических течений.

В восприятии либерализма в России можно выделить несколько исторических этапов. В классическом западничестве XIX в. делался акцент на либеральные ценности "свободы", "права" ("конституции"), "просвещения" народа. В советский период среди диссидентов либерального толка были особенно популярны идеи "свободы слова", "свободы передвижения", политической демократии и плюрализма. В период перестройки в центре либеральной парадигмы оказались экономические составляющие – "индивидуализм", "свободный рынок", "свободное предпринимательство", "частная собственность", принципы невмешательства государства в экономику.