Лезгины и народы Южного Дагестана
Лезгины проживают в юго-восточном Дагестане и северных районах Азербайджана. Лезгинский язык делится на три группы диалектов и множество говоров внутри них.
В Древности и раннем Средневековье лезгины и народы южного Дагестана обозначались как гелы и леги. История лезгин – это череда войн с внешними врагами – римлянами, иранцами, арабами, тюрками, монголами и пр. До XVII в. на современной территории лезгин существовали мелкие политические объединения.
Основными видами хозяйства у лезгин были на равнинных землях земледелие и садоводство, в среднегорной полосе – скотоводство и земледелие, в высокогорье – земледелие, скотоводство и садоводство. Между лезгинскими обществами существовали обменные отношения, позволявшие удовлетворять основные жизненные потребности и создававшие внутренние связи этноса. Имело место отходничество, проявлявшееся в торговой и военной сферах занятий.
Издавна существовало развитое ремесленное производство. В предгорной зоне многие занимались деревообработкой, изготовлением домашних предметов и архитектурных деталей домов и общественных зданий с искусной резьбой. Было распространено кожевенное производство. В кубинских землях делали высококачественную керамику. По названию одного из селений (Испик) были известны керамические поливные блюда, украшенные фигурками фантастических существ, выполненные в технике накатанных штампованных отпечатков. Женщинами изготавливались тонкие сукна и платки, до XVIII в. их производство имело товарный характер, в дальних от Кавказа местностях термин "лезгинское сукно" был символом качества ткани. Еще более известны были лезгинские ворсовые и безворсовые ковры, орнаментальные композиции которых варьировали по селениям.
Поселения в горах были кучевой или террасной планировки, на равнине – разбросанной или уличной, там, где позволял рельеф в усадьбе существовал внутренний дворик. Жилище было прямоугольным в плане, каменным двух- и многоэтажным в горах, саманным, одно-двухэтажным на равнине. Нижний этаж занимали хлев или крытый двор, а верхний – жилые помещения, выходившие на галерею, на которую со двора вела наружная лестница. Для внутреннего убранства жилища были характерны ниши в стенах и ковры. Традиционный костюм у мужчин состоял из рубахи, шаровар, архалука, чухи – распашной одежды типа черкески, поясного ремня, папахи, с добавлением как уличной одежды башлыка и овчинной шубы. У женщин – из рубахи, шаровар, платья, короткого архалука, головного платка, чухта – чепца с мешковидным завершением, полностью закрывающего волосы, серебряного пояса и множества украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и кожаную обувь.
Быт семьи у лезгин, как и у других народов Дагестана, был организован на основе патрилокального поселения и распоряжения собственностью и судьбой домочадцев со стороны главы семьи – "старшего отца". Над женской частью дома повелевала – "старшая мать". В семейной сфере в XIX в. доминировала трехпоколенная семья, но сохранялись формы большесемейной организации и более широких родственных объединений – тухумов.
По территории расселения, языковым и культурным признакам к лезгинам близки народы южного Дагестана и северного Азербайджана: агулы, рутульцы, табасаранцы, удины, цахуры и др.
Кумыки – самый крупный тюркоязычный народ Северного Кавказа и Дагестана, занимает Кумыкскую равнину и примыкающие к ней предгорья. В языке кумыков пять диалектов, хасавюртовский и буйнакский диалекты являются основой литературного языка. Несколько столетий до начала XX в. кумыкский язык служил для межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе.
Кумыки сформировались в результате взаимодействия дагестанского населения со сменявшимися волнами обитателями степей. Начало формирования кумыков как этноса одни исследователи относят к VII–XI вв., другие к XII– XIII вв.
Кумыкское хозяйство базировалось на земледелии и скотоводстве, составлявших экономическое своеобразие на равнине и территориально близких предгорьях. Жители нагорного Дагестана арендовали у кумыков земли под зимние пастбища. На равнине применялась трехпольная система выращивания зерновых. Садоводство и виноградарство были развиты, но имели значение для внутрисемейного потребления. Скотоводство было преимущественно стационарным с разведением крупного и мелкого рогатого скота, характерно было разведение буйволов. Мужчины выполняли большинство хозяйственных работ, женщины ухаживали за молочным скотом и занимались домашним хозяйством. В связи с разделением труда между равниной и горной частями Дагестана, а также сравнительно ранним распространением в регионе русских фабрично-заводских изделий, у кумыков произошло сокращение отдельных видов ремесел, но продолжали играть важную роль изготовление шерстяных и хлопчатобумажных тканей, гончарное производство, изготовление оружия и др.
На кумыкских землях располагалось много старинных городов, а сейчас находится большинство городов современного Дагестана. Сельские поселения составляли большие поселки, разделенные на кварталы, а также маленькие хутора. Жилище имело три варианта: одноэтажное – на низком фундаменте; полутораэтажное – на высоком каменном фундаменте; и двухэтажное. Основу комплекса мужской одежды составляли рубаха и штаны. Поверх рубахи надевался бешмет, который постепенно стал сменяться кавказской рубахой, и черкеска. Зимой поверх бешмета или черкески надевалась овчинная шуба. Женщины носили длинную рубаху, шаровары и верхнее платье (распашное, нераспашное и особо нарядное къабалай с нашитыми нагрудными застежками), а также шерстяные носки, чувяки и головной убор чуткъу в сочетании с шалью.
В XIX в. кумыкское общество состояло из феодальной верхушки, дворян различных сословий, крестьян разной степени зависимости, рабов-военнопленных и их потомков и др. Землевладение в XIX в. и в пережиточном виде позднее существовало в формах, определенных мусульманским правом: государственной, мечетной – вакф, частновладельческой – мюльк, крупной и мелкой.
Фольклор кумыков представлен сказаниями нартского типа, близкого к карачаево-балкарскому, сказками, различными эпическими, обрядовыми и лирическими песнями. У кумыков существовала письменность на основе арабского алфавита. К кумыкскому языку был близок эпистолярный литературный язык тюрки, на котором был записан ряд письменных памятников Дагестана.
Ногайцы дисперсно живут в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Нижнем Поволжье. Их основу составили древние кочевые тюрко- и монголоязычные племена Евразии. Обычно происхождение этнонима связывается с именем золотоордынского правителя Ногая, но существуют свидетельства, что название было известно еще древним тюркам. Современное расселение ногайцев связано с обстоятельствами разгрома в XVIII–XIX вв. российскими войсками ногайских кочевий, распространенных ранее от Дуная до Иртыша.
Северокавказские ногайцы говорят на ногайском языке, имеющем кубанский и караногайский диалекты.
Главным занятием в XIX в. было кочевое скотоводство в сочетании со степным земледелием. Характерными поселениями были кочевые аулы, подразделявшиеся на типы, соответствовавшие сезонам, зимники имели признаки стационарных поселков. Традиционными видами жилища являлись большая разборная юрта терме, малая неразборная юрта отав, кибитка юрта, а также полуземлянки ерме къазы и наземные дома. Основу одежды составлял комплекс из рубахи и штанов с широким шагом. Основой питания были молочно-мясные продукты, большим разнообразием отличались напитки.
С середины XIX в. социально-политические процессы на Северном Кавказе и в Дагестане проходят в рамках российской государственности. Настроения политического сепаратизма, имевшие место в периоды снижения авторитетности официальных властных структур, не получали массовой поддержки. Итогом XX в. является оформление национально-государственной автономии на моноэтничной (Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня), двуэтничной (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария) и полиэтничной (Дагестан) основах, в последние годы появились признаки процесса формирования национальнокультурной автономии народов региона. В то же время на исходе XX в. на Северном Кавказе и в Дагестане были активизированы конфликтогенные факторы различной социальной природы, продолжающие еще действовать. В сфере общественных процессов проявилась общемировая тенденция внутриэтнической консолидации вместе с ростом национального самосознания. Местная специфика проявляется в сохранении большого числа малочисленных народов. Утвердилось русско-национальное двуязычие с хорошим знанием русской литературной культуры.
Этническая культура народов Северного Кавказа и Дагестана пережила трансформацию из традиционно-бытовой формы в урбанистическую (индустриально-городскую) с сохранением ряда уникальных традиционных компонентов. А именно: ряд промыслов, трансформировавшихся в явления художественной культуры; компоненты оформления жилища и одежды; система питания; общественный и внутрисемейный этикет; ритуально-фольклорные формы поведения; развитая и активная историческая память; четкое разделение половозрастных ролей и др. Большое значение имеют формы общинного единства и взаимопомощи на основе земляческих, родственных и субгрупповых связей. В общественной жизни присутствует явление полиюридизма, когда население руководствуется наряду с официальными общественными нормами установками адата, шариата или бытового христианства. Зафиксировано массовое возвращение к религиозности в традиционных для региона разновидностях православия, ислама (мечетного и суфийского) и местных религиозных культов.