Е. С. Левицкая. Школа Левицкой (1908 г.)
Индивидуализация
"Что касается детей, не отступающих от нормы в физиологическом отношении, то из них каждый, вступая в школу, собственно, дает ей собой новую задачу. С каждым новым ребенком воспитатель стоит перед трудностью — найти новое решение с новой комбинацией данных той общей и вечной задачи, изучению условий которой посвящена его жизнь. Но здесь он может растеряться и, уходя в мельчайшие подробности данной темы, упустить из виду цельную свою работу в школе. Этого не должно быть. И здесь принцип — школа не перевоспитывает — оказывается справедливым своей другой стороной. Воспитатель, получая из семьи ребенка, отнюдь не должен думать, что его задача заключается в переделке ребенка во что-то такое общее, что отвечает его собственному педагогическому представлению, хотя бы и наилучшему. ...школа не формирует человека, а работает над человеком', се продукт не шаблон "такой-то именно школы", а все разнообразие полученного из семьи материала с сохранением его индивидуальности и обособленности, но известным образом обработанного, и обработанного соответственно индивидуальности каждого воспитанника и воспитанницы... Все формы непослушания, дерзости, своеволия, лени, распущенности — золотой материал для школы, в борьбе с которым она должна показать свои силы, свою надобность... Тут школа, своими преимуществами спокойствия и терпения, хорошей размеренностью своего влияния, всесторонним неусыпным наблюдением, находчивостью в применении мер воздействия, имеет решительные преимущества перед семьёй и может достигнуть результатов, для семьи непосильных".
Доминирующие направления и условия в работе с трудными детьми
В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
• перевод социальной ситуации в педагогическую;
• воспитание нравственно-правовой убежденности;
• формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
• развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
• создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
• организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
• предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания (склонность к воровству), драмомания (бродяжничество) и др.);
• организация благоприятного социально-психологического климата в семье и образовательных учреждениях;
• ликвидация пробелов в знаниях.
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
• знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
• учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
• учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;
• уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
• опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
• включение в творческую общественно полезную деятельность;
• выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
• защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний. Таким образом, совершенно очевидно, что ребенок субъектен в педагогическом процессе, что и делает этот процесс очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.