Легальность и легитимность власти

История знает различных правителей: законных монархов и самозванцев, популярных президентов и ненавистных диктаторов. На политическую судьбу лидера неизбежно решающее влияние оказывало то, каким путем он пришел к власти, – законным или нет.

Борис Годунов (1551 – 1605; русский царь с 1598) добился престола, перешагнув через убийство царевича Димитрия. Умный честолюбивый правитель изо всех сил старался завоевать доверие народа: открывал государственные хлебные закрома для нуждающихся, делал богатые подарки монастырям, одаривал купцов – словом, льстил народу и искал его расположения. Но тень совершенного беззакония таинственно преследовала Годунова, внося тревогу и нервозность в атмосферу его царствования. Из уст в уста передавалась молва о незаконности его власти, о том, что жив царевич Димитрий, чудесным образом спасшийся, и он-то и есть настоящий царь.

Трагедия Бориса Годунова – это трагедия беззакония его власти, которую в конечном счете народ не принял. Именно поэтому политологи столь пристальное внимание отводят проблеме законности и признания политической власти. Для обозначения указанных понятий используются термины "легальность" и "легитимность".

Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, надлежащий, правомерный) – одна из фундаментальных характеристик политической власти, свидетельствующая о том, что общество добровольно принимает (или не принимает) существующую политическую власть. Понятие легитимности ввел в политическую науку М. Вебер, который подчеркивал, что его не следует сводить к законности (легальности) власти, т.е. к принятию обществом политической власти на основании формально-юридических правил. Легитимность – понятие социально-психологическое, характеризующее внутренние основания для оправдания политического господства.

Вебер выделял три типа легитимности.

Общество может принять власть политического лидера, основываясь на традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение. Такой тип легитимности принято называть традиционным (от лат. traditio – передача). Власть монарха – пример традиционной легитимности, освященной авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений и религиозно-нравственных норм. Известно, что современная Великобритания не имеет писаной конституции, но королевская власть освящена политической традицией страны.

Другой тип легитимности Вебер назвал харизматическим (от греч. charisma – милость, божественный дар). Харизма – это личный дар, благодаря которому политик способен влиять на массы, внушать им свою волю и власть. В политической истории этот тип легитимности политической власти устанавливался, как правило, в переходные эпохи, когда нормы, традиции и законы по каким-либо причинам переставали эффективно регулировать политическую жизнь. Революции, стихийные бедствия, войны и катастрофы вызывают к жизни харизматических лидеров, которые добиваются власти исключительно благодаря своим личным качествам. Марат и Робеспьер во Франции, Лепин и Сталин в России – вот наиболее яркие примеры политических лидеров, добившихся легитимности своей политической власти благодаря харизме.

Третий тип легитимности власти принято называть рациональным (от лат. ratio – разум). Рациональная легитимность означает, что общество принимает власть лидера на основании законов или рационально созданных правил. Этот тип легитимности возник в Новое время, когда появились первые республики и были разработаны конституции, регулирующие смену политических лидеров на основе юридических норм. Президенты и премьер-министры в современных республиках обладают рациональной легитимной своей властью.

Кризис легитимности означает, что в обществе по каким-то причинам происходит нарушение согласия между основными политическими силами по поводу существующей власти. Такая ситуация обычно складывается накануне революций, когда монархи отрекаются от престола или президенты уходят в отставку. Причины, вызвавшие кризис легитимности, могут быть разными, но итог один – потеря власти былыми правителями. Наиболее яркий пример такого рода из политической истории России последних лет – добровольная передача Б. Н. Ельциным президентской власти В. В. Путину в декабре 1999 г.

Итак, вопреки распространенному мнению, власть не может держаться только на силе: ее стабильность обеспечивается законностью и легитимностью – поддержкой народа.