Лекция IV. КВАЛИМЕТРИЯ
В результате изучения данного раздела студент должен:
знать
• общие сведения о квалиметрии: историю и современное состояние квалиметрии в стране и за рубежом;
• об особенностях квалиметрической оценки на различных этапах жизненного цикла продукции;
• общие характеристики методов квалиметрии;
уметь
• применять основные методы квалиметрии, включая: методы получения приведенных оценок свойств качества; метод оценки качества продукции по ее важнейшему показателю; метод оценки качества по обобщенному показателю группы свойств продукции; дифференциальный метод оценки качества продукции; метод комплексной оценки качества продукции; смешанный метод оценки качества продукции; метод интегральной оценки уровня качества продукции; метод оценки качества продукции по ее экономической эффективности; метод экспертной оценки качества продукции; метод оценки уровня качества разнородной продукции;
• решать основные задачи квалиметрической оценки на различных стадиях жизненного цикла продукции;
владеть
• навыками сопоставительной оценки основных методов квалиметрии;
• навыками оценки простых свойств объекта;
• навыками оценки сложных свойств объекта и его качества в целом.
Лекция 11. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КВАЛИМЕТРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КВАЛИМЕТРИИ В СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ
Влияние качества продукта на воспроизводственные процессы, на конкурентоспособность отдельного товара, отдельного товаропроизводителя и экономику в целом определяет позитивную роль качества в развитии общества, его производительных сил, накоплении национального богатства и обеспечении экономической, социальной стабильности и безопасности.
Именно научный взгляд на последовательное появление новых форм и методов организации работ по улучшению и обеспечению качества и познание тенденций преемственности позволили создать в свое время комплексную систему управления качеством – КС УКП, а также разработать многочисленные модели систем качества.
Современная наука стремится к целостному и многостороннему осмыслению, охвату изучаемых объектов. Аналогичный процесс идет и в области качества продукта. Достойной иллюстрацией такого процесса является отказ от одностороннего рассмотрения товара с позиций политической экономики (стоимость) или с позиций товароведения (потребительная стоимость). Целостное рассмотрение товара с позиций критериальности управления качеством привело к формулированию и использованию понятия интегральное качество.
Стремление к целостному многостороннему рассмотрению объектов и явлений в области качества позволило значительно продвинуться как в познании и развитии методов описания и анализа как самого объекта, т.е. качества продукта, так и в организации деятельности по улучшению качества. Разработка вопросов организации работ по улучшению и обеспечению качества с позиций целостности, многосторонности привела к применению идей системно- комплексного построения систем управления качеством.
Именно с позиций целостности, многосторонности удалось понять, что проблему качества нельзя разрешить проведением отдельных, даже крупных, разрозненных мероприятий. Она разрешима только на основе разработки и реализации разумно сочетаемых технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий.
Для современной науки характерным является переход от предметной к проблемной ориентации. Новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической задачи.
Глобальные факторы, преображающие жизнь на Земле, так или иначе связаны с качеством, с практической деятельностью людей в этой области.
Для науки о качестве ключевыми являются три проблемы:
а) появление сложных технических систем, эффективность и работоспособность которых зависит от качества, надежности многих сотен и тысяч взаимосвязанных элементов. Отказ одного из них выводит из строя всю систему;
б) стремительное увеличение количества и рост уровня личных потребностей огромной части населения и производственных потребностей в связи с техническим и социальным прогрессом;
в) превращение качества продукта в главный фактор конкурентной борьбы на рынках как противовес цене.
Практические проблемы такого масштаба не могут успешно разрешаться без научной, теоретической и экспериментальной основы. Именно это обстоятельство вызывает к жизни и стимулирует развитие научной деятельности в области качества.
Характерным для современной науки является широкое развитие междисциплинарных и комплексных исследований, осуществляемых средствами нескольких различных научных дисциплин. Примером такой тенденции в области качества может служить переход от стандартизации требований к качеству конечной продукции к комплексной стандартизации сырья, материалов, комплектующих изделий и затем уже к конечной продукции. Такой переход выдвинул целую серию новых проблем, начиная от методов влияния показателей качества по всей конструктивно-технологической цепочке и их увязки и кончая установлением сроков внедрения отдельных стандартов программного комплекса.
В зависимости от характера продукта для исследований его качества привлекаются физика, химия, теория механизмов и машин, экономика, теория вероятностей, социология, теория спроса, предложений и воспроизводства, теоретическая и прикладная статистика, системотехника и многие другие науки.
Все яснее становится не только факт существования науки о качестве, но и то, что она может быть отнесена к интегральным наукам, в которых синтезируются данные и методы различных дисциплин. В научной и практической деятельности в области качества продукта устойчиво и все шире применяются методы и принципы системного и структурного анализа, кибернетики, теории вероятностей, логистики, функционально-стоимостного анализа, информатики, теории принятия решений и др.
Фундаментальной категорией науки о качестве является качество продуктов труда человеческой деятельности; сформировался и получил широкое профессиональное использование устойчивый разветвленный понятийный аппарат, достаточно хорошо отражающий как природу качества продукта, его свойства, так и методы и способы его создания и использования.
Предметом науки о качестве являются свойства продукта труда, их соотношения и взаимосвязи с общественными потребностями, платежеспособным спросом, а также организационно-технические и социально-экономические возможности эффективного создания и использования продукта.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер, она постепенно накапливает знания, каждый новый результат входит составной частью в ее общий "фонд", кристаллизуя прошлый опыт и полученное ранее знание.
В современной науке о качестве продукции выделяют несколько направлений (рис. 11.1). Рассмотрим их более подробно.
Рис. 11.1. Области исследования проблемы качества продукции