Квалификационная характеристика выпускника программы "Управление человеческими ресурсами"
Область профессиональной деятельности (где может работать выпускник) включает:
o организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), к которых выпускники работали в качестве исполнителей и руководителей в различных службах аппарата управления;
o органы государственного и муниципального управления;
o структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
o научно-исследовательские организации;
o учреждения высшего и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
o процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
o научно-исследовательские процессы.
Выпускник по направлению "Менеджмент" ООП "Управление человеческими ресурсами" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
o организационно-управленческая;
o аналитическая;
o научно-исследовательская;
o педагогическая.
Организационно-управленческая деятельность:
- руководитель департамента (отдела) организации по кадровым и социальным вопросам;
- руководитель службы занятости района, города, субъекта Федерации;
- креативный топ-менеджер;
- главный (ведущий) специалист по управлению человеческими ресурсами государственных органов, корпораций, банков и др.;
- заместитель директора предприятия, фирмы и т.п. по персоналу и социально-трудовым отношениям.
Аналитическая деятельность:
- аналитик-исследователь;
- эксперт по трудовым и кадровым вопросам;
- советник главы администрации района, губернатора, помощник депутата законодательного собрания, Государственной Думы и др.;
- руководитель аналитического отдела (службы) организации (банка, предприятия, госструктуры и др.).
Научно-исследовательская деятельность:
- старший научный (ведущий научный) сотрудник по проблемам управления и прогнозирования человеческих ресурсов и обеспечения их сбалансированности с потребностями в рабочей силе (профессионально-квалификационный аспект);
- ведущий научный сотрудник по моделированию и прогнозированию социально-трудовых процессов в сфере занятости населения;
- ведущий научный сотрудник по проблемам мотивации и вознаграждения работников реального сектора экономики и бюджетной сферы;
- руководитель научного подразделения по информационному обеспечению НИР, подготовке обзоров, научных публикаций и др.
Педагогическая деятельность:
- преподаватель дисциплин управленческого цикла (управление человеческими ресурсами, компенсационный менеджмент, аудит и контроллинг труда и персонала и др.);
- преподаватель по разработке научно-методического обеспечения учебного процесса: рабочих программ, учебной литературы, практикумов и др.
Компетенции, которыми должен обладать выпускник программы "Управление человеческими ресурсами", перечислены во Введении данной книги.
Интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство осуществляется путем:
o международного обмена знаниями;
o взаимообогащения методик исследования и обучения;
o совершенствования содержания образовательных стандартов;
o использования научной и учебной литературы. Условиями интеграции являются:
o соответствие знания и умения выпускников университетов требованиям не только конкретной страны, но и мировым стандартам;
o внутривузовское развитие ВПО, основанное на автономии вузов и принципах академической свободы;
o сопоставимость (нострификация) степеней ВПО и приложений к диплому в связи с введением двухуровневого обучения;
o внедрение внутривузовских систем контроля качества обучения.
Одним из следствий включения России в пространство европейского образования является развитие академической мобильности, которая позволит воспользоваться передовыми научными ценностями, разнообразием систем ВПО и др.