Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме – это банковская операция, которая проводится кредитной организацией с учетом банковского и валютного законодательства. Поэтому прежде всего обратим внимание на те законы и принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России, которые ее регулируют.
В п. 12 ст. 4 Закона о Банке России определено, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Кроме того, в п. 15 ст. 4 этого же Закона предусматривается, что Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, причем, как определено в нормативном акте Банка России, такой курс он устанавливает ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно. Но что характерно, этот курс устанавливается без обязательства Банка России покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу[1].
Официальный курс иностранных валют по отношению к рублю нужен для того, чтобы к нему привязывались различные сделки во время их заключения, но возникает вопрос о том, какое значение это имеет для купли-продажи иностранной валюты. Дело в том, что участники рынка валютных операций ориентируются на этот курс, когда пытаются определить общую тенденцию движения рынка[2]. Но они не связаны этим официальным курсом, установленным Банком России. Курс, по которому осуществляется купля-продажа иностранной валюты, в настоящее время формируется самим валютным рынком.
В ст. 11 "Внутренний валютный рынок Российской Федерации" Закона о валютном регулировании предусматривается, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. При этом Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Там же определено, что "установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами". О каких законах идет речь – вопрос, на который надо обращать внимание. А речь в данном случае идет о ст. 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Закона о противодействии отмыванию доходов.
В частности, согласно п. 1.2 ст. 7 этого Закона при покупке или продаже физическим лицом иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб., идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 № 149-ФЗ перечень субъектов и видов деятельности, подпадающих под такие требования, расширился (см. п. 1.1, 1.4 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов).
Закон о валютном регулировании предусматривает, что сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, которые оформляются при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Банк России принял нормативный акт, который регулирует проведение банками валютных операций с участием физических лиц, а именно Инструкцию Банка России № 136-И. В ней предусмотрено, что банк (филиал) определяет перечень иностранных валют, операции с которыми осуществляются уполномоченным банком (филиалом) в соответствии с данной Инструкцией.
Кредитная организация или ее филиал самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы иностранных государств) при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками.
В Положении Банка России № 318-П, помимо прочего, среди других видов банковских операций, предусматривает, что в уполномоченном банке (филиале), включая ВСП уполномоченного банка (филиала), могут осуществляться покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ и продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ. При этом надо иметь в виду, что передача физическим лицом кассовому работнику наличной иностранной валюты, наличной валюты РФ, рассматривается, как согласие физического лица с условиями осуществления операций с наличной иностранной валютой, если иное не предусмотрено договорами при осуществлении операций но банковскому счету, счету по вкладу физического лица. А это означает, что если, к примеру, возникнут сомнения в подлинности иностранной валюты, то дальше начнутся процедуры ее проверки. Если кассовый работник выявил денежный знак иностранного государства, вызывающий сомнение в его подлинности, а также имеющий признаки подделки, кассовый работник действует в порядке, предусмотренном Указанием Банка России № 2054-У. А если кассир выявил российский денежный знак, вызывающий сомнение в его подлинности, то применяется порядок, предусмотренный Положением Банка России № 318-П.
В ст. 9 Закона о валютном регулировании предусматриваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, которые производятся без ограничений и связаны, в том числе с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты.