Культурология в структуре религиоведения

Культурология – это наука о многообразии культур и закономерностях культурно-исторического процесса. Изучая разнообразие культурных миров, исследователи, естественно, обращали внимание на различные верования народов. Возьмем, например, Эдуарда Бернетта Тайлора (1832–1917). Его работа "Исследования по ранней истории человечества" (1865) и многочисленные статьи в основном посвящены историческому процессу. Автор пытается проследить хронологическую последовательность отдельных событий, реконструировать историю.

Э. Б. Тайлор весьма интересовался эволюционными процессами в культуре, в которых его внимание привлекали не хронологическая последовательность форм, а перерастание предшествующей формы в последующую.

Э. Б. Тайлор проследил эволюцию человеческой цивилизации от первобытного человека до человека, каким он является в европейской культуре. Высший уровень развития первобытного человека ученый видел в живших в его время аборигенах Австралии. Э. Б. Тайлор разработал теорию анимизма[1], о которой будет сказано ниже. Он отвергал божественные силы. Религиозные феномены культуролог рассматривал как порождение земных факторов. Сознание первобытного человека Тайлор считал "детским", началом всего последующего развития человечества, а не результатом человеческого "падения", утраты исходного совершенства.

Воссоздать летопись развития религиозного сознания попытался Джеймс Джордж Фрэзер (1854–1941). Он собрал огромный эмпирический материал, который характеризовал различные эпохи, и сделал попытку сравнить полученные данные. Ученый придерживался идеи эволюции и духовного единства человечества. Книга Фрэзера "Золотая ветвь" (1890) рассказывает об эволюции первобытной культуры в первобытном обществе. Вывод автора состоял в том, что магия и религия противоположны друг другу и что магия исторически родилась раньше, чем религия. Магия в истолковании Фрэзера была "примитивной наукой". Точно так же он оценивал роль анимизма в примитивном сознании. Дж. Фрэзер считал, что магия и анимизм были попытками человека найти рациональные средства для того, чтобы объяснить мир и действовать в нем. Магия не является религией. Последняя рождается только тогда, когда магия исчезает. По мнению Фрэзера, в религии человек пытается познать себя, признавая свою зависимость от богов, которым он преклоняется, и существование сверхчеловеческого сознания.

Во второй половине XIX в. существовало множество теорий происхождения тотемизма[2]. Под тотемами подразумевалось животное или растение, оцениваемое как фактический предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого человека в отдельности. Вместилищем тотемных предков были чуринги, хранившиеся в святых местах.

Теория тотемизма Фрэзера исходила из того, что примитивный человек, будучи неосведомленным в физиологии зачатия, пришел к выводу, что женщина беременеет от съеденной пищи. На основе этого верования якобы и возникли обычаи, по которым от каждого индивида требовалось соблюдение определенных ритуальных обязательств перед тем видом животного или растения, от которого он (как считалось) произошел. Таким образом, возникла одна из форм тотемизма – тотемизм зачатия, а уж потом от нее произошли все другие формы.

Совсем иная теория тотемизма была разработана английским антропологом Альфредом Радклиф-Брауном. В примитивных обществах любые предметы, оказывающие важное влияние на социальную жизнь, неизбежно становятся объектами ритуальных обрядов (негативных или позитивных), и функция таких ритуалов заключается в том, чтобы выражать, а тем самым закреплять и увековечивать признание социальной ценности тех объектов, к которым они обращены. Следовательно, в обществе, выживание которого полностью или в значительной степени зависит от охоты и собирательства, различные виды животных и растений, в особенности те из них, которые употребляются в пищу, становятся объектом ритуальных обрядов.

В некоторых типах дифференцированных обществ (например, в племенах, разделенных на сибы или кланы, т.е. на группы родственников) различные сегменты общества имеют тенденцию отграничиваться друг от друга различием ритуала; обряды одного и того же типа, общего для всего племени, направляются каждым из его сегментов на свой особый объект или класс объектов.

Следовательно, в то время как в недифференцированных обществах (например, у андаманцев) ритуальное отношение к животным и растениям, используемым в пищу, является общим недифференцированным отношением между социумом и миром природы в целом, для дифференцированных обществ характерна общая тенденция развивать особые ритуальные отношения между каждым из социальных сегментов (кланов или других групп) и каким-то одним или несколькими видами животных и растений или же, в некоторых случаях, каким-то особым фрагментом природы, в который включено много видов[3].

Бронислав Каспер Малиновский (1884–1942), английский этнограф и культуролог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в британской антропологии, трактовал культуру как целостную, интегрированную согласованную систему, все части которой связаны друг с другом. С этой точки зрения он изучал феномен религии. Основная единица функционального анализа у Малиновского – институт культуры (например, магии, религии). Такой институт и объединяет более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. В рамках религиоведения ученый сравнивал африканский и европейский культурный порядки, которые, по его мнению, совершенно независимы друг от друга, оказывают друг на друга влияние и порождают третью культурную реальность. Б. К. Малиновский раскрывал принцип жизнеспособности африканского трибализма[4], который вытекал из внутренней силы туземной культуры. Он описывал племенной, региональный и африканский национализмы, связанные с религией, анализировал войны, которые велись во имя религиозных идеалов, занимался изучением религиозных верований меланезийских племен. Б. К. Малиновский – основатель функционализма в западном религиоведении. Главная его работа – "Магия, наука и религия" (1954).

Заключение

Религиоведение – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Однако она имеет давние традиции. Феномен религии издавна интересовал философов, историков, социологов, а в последнее время – культурологов и психологов, но религиоведение – не просто комплексная наука, имеющая в своем арсенале философские идеи, социологические констатации, исторические факты, культурологические заметки или психологические наития. Опираясь на разные источники, религиоведение стремится дать целостный анализ различных теоретических и практических аспектов религии.

Социология всегда проявляла интерес к религии. Основоположниками западной социологии религии можно считать Дюркгейма и Вебера. Э. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как "коллективного представления" и считал, что она есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. От Вебера идет традиция, которая рассматривает религию прежде всего как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных социальных преобразований. В культурологии религия оказывается важным способом кристаллизации национальной идентичности, а также устранения конфликтов на этноконфессиональной основе. Религия является важной частью любой культуры.