Культурная политика Российского государства
Со времен Возрождения, когда искусство обрело собственный, независимый от церкви статус духовного творчества, поддержка искусства считалась вложением средств, не дающим никакой отдачи. Искусство приравнивалось к роскоши: расходы на театр, живопись, музыку не могут давать экономического эффекта, это деньги не работающие, а истраченные. Позволить себе "бесполезные" траты может только богатый, поэтому поддержка искусства — признак богатства. Культура, искусство приобрели социальную функцию классовой стратификации (богатые могут украшать свою жизнь с помощью Рембрандта и Гайдна, а бедные — нет), более того — функцию "маркера" богатства: чем более могуществен владыка, тем больше денег тратит он на искусство.
Россия, войдя в европейскую жизнь благодаря реформам Петра I, создала в поле европейской культуры новый, невиданный прецедент — культура и искусство получили поддержку самого государства.
Именно б интересах государства российские императоры XVIII в. тратят огромные казенные средства на развитие художественной жизни, демонстрируя экономическую мощь отечества. Культурная политика страны выражала интересы государства. В России впервые в мировой истории появился государственный театр как особая организационно-правовая форма. В Европе были королевские театры, труппы под покровительством вельмож, бродячие труппы. В России же было создано казенное учреждение.
На заметку
Впоследствии этот факт послужил рождению выдающейся, общепризнанной в мире русской психологической актерской школы: государственная служба актеров, их вынужденное долгосрочное совместное творчество сформировало особый феномен сценической ансамблевости и способствовало развитию так называемой школы переживания.
Государственная Академия живописи, строительство Петербурга под строгим государственным надзором, строгая цензура печати — все это имело свою положительную сторону. Россия за сто лет прошла образовательный путь, на который Европе потребовалось несколько веков. Екатерина II стремилась создать в каждом губернском городе свой театр. Примечательно, что здания театров, украшающие центр города, часто фигурируют в городской эмблематике. Знаменитая фраза Екатерины II "Театр — это школа, но я в ней первый учитель" выражает государственное понимание социальных функций художественной культуры. В России укрепилось почти на два века вперед представление об особой гражданской роли искусства, об ответственности художника. "Поэт в России больше, чем поэт..."
Лишь на вторую половину XIX в. приходится изменение культурной политики Российского государства. Роль попечителя художественной культуры начинает выполнять наряду с государством частный капитал. Развитие промышленности, быстрая урбанизация выводят на сцену истории новых действующих лиц. Это купцы и промышленники, получившие равные права с аристократами. Культура становится для них знаком зрелости, образованности. Богатые купцы стремятся попасть в круг художественной интеллигенции, вкладывая в качестве платы за вход деньги в театры, журналы, выставки, художественное собирательство. В последней четверти XIX в. в России появляются публичные художественные музеи, при этом показательно, что практически одновременно открываются государственный Русский музей и частная Третьяковская галерея. Расцветают меценатство и благотворительность. Императорская семья — первые меценаты страны — служит примером для других аристократических семейств.
Культурная политика конца XIX — начала XX в. направлена преимущественно на поддержку интересов художника, но пока еще не на распространение произведений искусства. Великое русское искусство XIX — начала XX в. (глубочайшая художественная литература, национальная опера и классическая музыка, активные поиски новых средств художественной выразительности в живописи) родилось в известной степени благодаря культурной политике Российского государства. Можно с уверенностью сказать, что искусство России рубежа XIX—XX вв. во многом определило художественную жизнь Европы первой половины XX в., подарило миру множество ценнейших оригинальных художественных идей.
В XX в. происходит изменение культурной парадигмы. Новая концепция культуры ставит акценты на той совершенно особой роли художественного творчества, которая "делает человека". Человек творит и использует все, что "не есть природа", для того чтобы быть гуманнее, жить удобнее. Культура очеловечивает. Существенно меняется масштаб приобщения населения к художественной культуре. Возникает феномен "массового человека". Предложение художественной продукции также становится массовым. Развитие технических средств делает возможным массовое тиражирование произведений искусства и тем самым способствует неуклонному росту потребления культурных благ.
Огромный качественный скачок в формировании новой культурной парадигмы снова происходит в России. Правительство большевиков, пришедшее к власти после Октябрьской революции, в высшей степени осознавало и ценило роль культуры в формировании человеческой личности и стремилось к полной централизации управления социально-культурным строительством. Стремительный социальный процесс, вошедший в историю страны как культурная революция, охватил сферы культуры, науки и образования. Цель, поставленная перед советской культурой, была поистине велика: обогатить народы страны "знанием всех богатств, которые выработало человечество"[1]. К чести советского правительства следует признать, что в достижении намеченных целей культурной политики слова его не расходились с делом. Одной из важнейших задач являлась ликвидация массовой безграмотности населения. Из более 120 народностей, проживавших в то время па территории СССР, 48 не имели письменности; 72% населения страны было абсолютно неграмотно, из них 86% составляли женщины. Мероприятия по ликвидации безграмотности проводились в интенсивном порядке. Уже к концу 1940-х гг. этот процесс был завершен — во всяком случае, о массовой безграмотности речь больше не шла (стоит заметить, что, согласно земским статистикам, этот процесс должен был занять от 180 до 300 лет). "За 1920—1940 было обучено грамоте около 60 млн чел. взрослого населения. В 1939 (но данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью"[2].
При этом важно помнить о том, что культурная революция началась в тяжелейших экономических условиях, когда в разгаре была Гражданская война. Уже с 1918 г. в стране было введено бесплатное образование (общее и политехническое) для детей и подростков до 17 лет. Выросла сеть начальных и средних школ: со 124 тыс. в 1914/1915 учебном году до 199 тыс. в 1940/1941 учебном году. Соответственно, число учащихся в школах возросло с 9,7 до 34,8 млн. В 1940/1941 учебном году численность учителей превысила 1,2 млн против 280 тыс. в 1914/1915 учебном году. Численность вузов увеличилась со 105 в 1915 г. до 817 в 1940 г. Соответственно, численность студентов в них выросла со 127 до 812 тыс., или в 6,4 раза[3].
Благодаря культурной политике СССР 48 народностей (в том числе 13 малочисленных народов Крайнего Севера) впервые обрели национальную письменность. На 60 языках печатались книги, газеты, журналы. Развивались национальные искусства. Русский язык, принятый народами СССР как общее средство общения, открыл им доступ к сокровищнице русской и мировой культуры. Система народного образования, созданная в СССР, обеспечила беспрецедентный социальный и экономический прогресс, бурное развитие науки, искусства, литературы. Строились театры, клубы, дворцы культуры, дома пионеров, библиотеки. Быстрыми темпами развивалось советское кино.
Необходимо, конечно, помнить, что важной составляющей частью культурной политики советского государства была коммунистическая идеология, которая безжалостно отсекала и выводила из сферы культурного влияния на граждан страны все, что могло пошатнуть монополию марксистско-ленинского учения. Культурная политика во всяком политизированном обществе служит укреплению института власти, и здесь мы видим яркий пример той модели культурной политики, в которой государство противостоит части культуры, способной подорвать его устои. Однако кроме идеологии существуют еще объективные достижения, а они представляют собой невиданный по масштабу качественный скачок в уровне культурного развития. В результате этого скачка СССР уже к концу 1930-х гг. превратился в ведущую индустриальную державу (вторую в мире — после США). Данный факт дает нам право заключить, что человечество имеет дело с неделимой совокупностью целей в экономической, социальной и культурной сферах.
Взгляд специалиста
"Экономические и политические факторы определяют образ и уровень жизни, выбор экономических моделей определяет будущее. Но при этом, хотим мы это признать или нет, культурные факторы формируют восприятие обществом своего собственного будущего и определяют выбор средств для его строительства, в том числе выбор экономических и политических моделей поведения" (Е. А. Левшина)[4].