Культурная политика позднего сталинизма

После войны продолжала развиваться культура, укреплялась ее материальная база. Росло число библиотек, клубов, учреждений образования, научных институтов. В 1946 г. было полностью восстановлено местное радиовещание, появились новые радиостанции. Возобновили свою работу Московский и Ленинградский телецентры, был создан новый телецентр в Киеве. Советские ученые достигли успехов в развитии атомной науки и техники (И. В. Курчатов), велись исследования по люминесценции и ее практическому применению (С. И. Вавилов), была создана школа исследователей полупроводников (А. Ф. Иоффе), велись работы в области ракетостроения и космонавтики (С. П. Королев), геологии.

В то же время культурная жизнь страны была крайне идеологизирована. Велась борьба с явными или мнимыми отклонениями от сталинской генеральной линии по воспитанию "нового человека" – безропотного винтика в государственной машине. В 1946–1948 гг. была проведена идеологическая кампания против любых отступлений от партийных установок во всех областях творчества. Возглавил ее секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, а после его смерти в 1948 г. продолжил М. А. Суслов. Особое внимание было уделено литературе, так как именно она оказывала наибольшее влияние на формирование личности. Писателей в СССР называли "инженерами человеческих душ". В 1947 г. первый вариант романа "Молодая гвардия" А. А. Фадеева был подвергнут критике за слабое изображение руководящей роли партии в борьбе подпольщиков с гитлеровцами. Писатель вынужден был переписать свое произведение. Критике было подвергнуто творчество М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой; композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Н. Я. Мясковского; кинорежиссеров С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. М. Козинцева и др.

ЦК ВКП(б) принял постановления "О журналах „Звезда" и „Ленинград''", "О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме „Большая жизнь"", "Об опере В. Мурадели „Великая дружба“". Эти произведения осуждались за пессимизм и аполитичность, за изображение советского человека в искаженном виде, за неверное отображение прошлого, за отступление от норм социалистического реализма. От деятелей культуры требовалось активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся на боевых, революционных, трудовых традициях. Особое внимание уделялось произведениям, прославляющим героизм советских людей, их высокий моральный облик, духовное богатство. Утверждался незыблемый принцип партийности искусства. Критике подверглись "буржуазная" идеология, западная действительность и культура.

В литературе и искусстве было принято прославление партийных вождей, безграничное возвеличение роли И. В. Сталина, стремление к торжественности, парадности, созданию гигантских полотен. Нередко такие произведения были примитивны по содержанию, отличались декларативной прямолинейностью образов.

Буржуазными лженауками были объявлены кибернетика и генетика, "исправлениям" подверглись история, философия, языкознание и другие общественные науки. Каноном в этой сфере стали работы Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР", "К вопросам языкознания", отдельные его высказывания. Лишь ученые-физики, работавшие над усилением военной мощи государства, были оставлены в покое. Значительное развитие получила "тюремная наука". Заключенные советские интеллектуалы трудились в лагерных КБ ("шарашках" – на лагерном жаргоне).

Однако деятелям советской культуры удавалось в этих условиях создавать выдающиеся для своего времени произведения: повести К. П. Паустовского, романы И. Г. Эренбурга ("Буря"), Л. М. Леонова ("Русский лес"); картины Ю. М. Непринцева, А. И. Лактионова, А. А. Пластова, П. Д. Корина; кинофильмы ("Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке"); музыку В. Я. Шебалина, И. О. Дунаевского, Н. Я. Мясковского, А. Г. Новикова и др.