Культура и цивилизация
Концепция О. Шпенглера построена на принципиальном различении понятий "культура" и "цивилизация". Термином "цивилизация" О. Шпенглер обозначил последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. "Если цель достигнута, если идея, вся полнота внутренних возможностей осуществлена и наружно реализована, культура внезапно каменеет, она умирает, ее кровь свертывается, а силы оказываются подорванными - она делается цивилизацией. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна, по его убеждению, культуре как царству органически жизненному. Цивилизация у О. Шпенглера есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры. Используя свой метод сравнительной морфологии, он находит, к примеру, общность между событиями китайской и западноевропейской культурами и временем вступления их в цивилизационный период: "Когда в 441 г. носитель титула императора династии Чжоу сделался пенсионером "восточного герцога", а в 1792 г. казнили, "Людовика Капета", в том и другом случае это означало, что культура перешла в цивилизацию". Стадией цивилизации, по О. Шпенглеру, закапчивается любая выделенная им культура, но его более всего интересует западноевропейская. Анализируя духовный климат Запада, О. Шпенглер приходит к выводу: подобно тому, как в свое время погибла греко-римская культура, сейчас увядает западная культура: "Мы сами уже сегодня отчетливо ощущаем в себе и вокруг себя наиболее ранние признаки своего собственного, совершенно аналогичного по течению и длительности явления, которому принадлежат первые столетия следующего тысячелетия, а именно "заката Запада"". Из этого следует, что закат Запада О. Шпенглер предвещал в первые столетия 2000 г. и что процесс этот будет ознаменован победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией.
Итак, О. Шпенглер пришел к утверждению неизбежности кризиса любой культуры. Его анализ ретроспективный, перспективы же довольно мрачны для человечества, прогресс - это заблуждение. Он верно подметил проблематичность развития и использования техники в современном мире, первым увидел универсальность научно-технического отчуждения. Однако, отвергая упрощенное европоцентристское толкование истории, он в то же время утрачивает универсально-гуманистический взгляд на мир.
Один из оппонентов О. Шпенглера П. А. Сорокин неоднократно опровергал в своих работах взгляды своего предшественника по поводу неизбежности смерти любой культуры, в частности - западной. Он писал, что ни одному из приверженцев подобных теорий не удалось показать, когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества и культуры вообще. "Во всех отношениях теории, о которых идет речь, - это простые аналогии, состоящие из неопределенных терминов, несуществующих универсалий, бессмысленных заявок. Они еще менее убедительны, утверждая, что западная культура достигла последней стадии старения и сейчас находится в предсмертной агонии". Позиция П. А. Сорокина состояла в том, что западная культура испытывает переходный период, когда "одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется", и что этот переходный период должен вызвать "к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме, столь же значительной, как все пять веков эры чувственной культуры".
Противоречивые воззрения О. Шпенглера впоследствии стали предметом осмысления и дискуссий культурологов, предопределив пути дальнейшего развития концепции локальных цивилизаций.