Культура в СССР в 1930-х гг.
В 1930-х гг. русской интеллигенции и культуре был нанесен еще больший удар, чем за предшествующий период советской истории. Это было вызвано стремлением власти до конца ликвидировать идейную оппозиционность, полностью утвердить господство коммунистической идеологии.
В 1930–1931 гг. Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) обвинило интеллигенцию в создании "вредительских" организаций: "Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России" (историки – С. Ф. Платонов и др.); "Трудовой крестьянской партии" (экономисты-аграрники – А. В. Чаянов и др.); "Инженерного центра", или "Промпартии"; "Союзного бюро ЦК РСДРП меньшевиков" (экономисты); военных теоретиков, офицеров и генералов царской армии, находившихся на службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Репрессии по отношению к интеллигенции в 30-х гг. приняли такой массовый характер, что НКВД создало целую сеть специальных тюремных научных институтов.
В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которое предусматривало роспуск всех художественных групп и создание единых организаций творческой интеллигенции. В августе 1934 г. был создан Союз писателей СССР (первым председателем правления стал М. Горький), затем Союзы художников, композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством при Совнаркоме был образован Комитет по делам искусств. Перед творческой интеллигенцией была поставлена задача "идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Таким образом, в начале 30-х гг. большевистская партия практически полностью поставила литературу и искусство на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Участь деятелей культуры, не приспособившихся к коммунистическому диктату, была, как правило, трагичной. Многие из них погибли в лагерях и застенках НКВД.
В то же время военные и экономические потребности страны заставляли руководство расширять систему подготовки специалистов, уделять внимание развитию науки. По переписи 1939 г. 4/5 населения умели читать и писать. Было осуществлено обязательное начальное обучение, в городах – семилетнее образование. Расширилась сеть учебных заведений. Перед войной в стране насчитывалось более 10 млн специалистов, в том числе около 900 тыс. – с высшим образованием. В 1933–1934 гг. в СССР насчитывалось более 714 вузов.
Среди наиболее известных достижений советской науки и техники этого периода: изучение и освоение Арктики (экспедиции О. Ю. Шмидта, И. Д. Папанина), открытие геологами новых запасов полезных ископаемых (И. М. Губкин), сверхдальние полеты экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, разработка теории космических полетов К. Э. Циолковским, изучение реактивного движения, ракетостроение (С. П. Королев), установление мировых рекордов высоты советскими стратостатами, изучение атомного ядра, организация производства искусственного каучука и др.
Для искусства этого периода характерны парадность, монументальность, прославление вождей (всевозможные ленинианы), помпезные произведения огромных размеров (скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", попытка строительства гигантского Дворца Советов на месте разрушенного храма Христа Спасителя), что отражало стремление государства к самовозвеличению.
Крупными литературными произведениями, созданными советскими писателями в 1930-х гг., являлись "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Как закалялась сталь" Н. А. Островского и др.
Большой интерес зрителей вызывали кинофильмы Г. В. Александрова "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", С. Д. и Г. Н. Васильевых "Чапаев", трилогия Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга о Максиме и др.
Среди художников выделялись М. Б. Греков, М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека. Среди музыкантов наибольшую известность получили Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, С. С. Прокофьев. Большой популярностью пользовались песни А. В. Александрова, А. Г. Новикова, И. О. Дунаевского.