Культура как способ человеческого существования и овладения жизнью
Развитие человека происходит в контексте конкретных социокультурных условий. Изначальное понятие "культура" происходит от латинского cultura — возделывание. Первоначальный смысл данного термина сохраняется в сельском хозяйстве и биологии, когда под культурой понимается возделывание и выращивание определенных ценных растений и т.п. Но понятие давно перенесено на то, что еще с Древней Греции стали определять как вторую природу человека (Демокрит говорил о "второй натуре").
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, способностей, навыков, умения и знаний).
Понятие культуры является определяющим в решении вопроса о происхождении человечества. ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и стадии процесса антропогенеза как процесса выделения особого биологического вида "человек" из живой природы в современной науке определяется на основе сравнения различных культур, включая первобытную культуру. Определяя "критерий человека", т.е. тот момент, начиная с которого, в принципе, возможно говорить о том, что появился собственно человек, антропологи выделяют ряд признаков.
1. Морфологические (прямохождение, следствием чего происходит высвобождение рук, появляется противопоставление большого пальца, а это дает большую возможность к орудийной деятельности; изменение в строение черепа — увеличение коры головного мозга, изменение челюстно-лицевых частей скелета и строения гортани для возможности членораздельной речи и др.).
2. Экологические (освоение разнообразных ареалов обитания, переход к активным формам адаптации — когда уже человек не просто приспосабливается к новым условиям, но и условия начинает приспосабливать под себя и др.).
3. Технологические (появление второго уровня орудийности — орудий для изготовления орудий; развитие и усложнение технологий работы с различными материалами, в том числе с использованием сложных инструментов, различных материалов, огня и т.д.).
4. Социальные и культурные (усложнение социальных отношений, появление семьи, частной собственности, воспитания как преемственности внебиологических форм индивидуального и социального бытия и др.).
5. Психологические (развитие речи и знаковых систем, опосредующих индивидуальное сознание и социальные коммуникации; возникновение идеологии, отраженное в появлении захоронений, отражающих представления человека о жизни и смерти, загробном мире и т.п., наскальных рисунков и ритуальных предметов, не имеющих исключительно прагматической ценности и Т.Д.).
По всей видимости, ни один из этих признаков в полной мере нельзя назвать главным и единственным. Именно их совокупность представляет условия развития человеческой культуры, а вместе с ней и условия становления человека.
В психологической науке наиболее значимо различение первой и второй природы человека выражено в культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского (1896—1934). В своей книге "История развития высших психических функций" (1931, опубл. 1960) он показал необходимость различения низших (элементарных) и высших психических функций (восприятие, память, мышление, речь) и соответственно выделил два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Высшие психические функции, в отличие от низших, являются произвольными (человек может ими сознательно управлять) и опосредованными (между воздействующим стимулом и реакцией человека возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак). Таким образом, Л. С. Выготский выдвинул тезис, что знак — орудие психического. И к двум линиям развития (эволюции) психического — филогенетической (развитие человека как биологического вида) и онтогенетической (развитие человека в его индивидуальной жизни, т.е. возрастное развитие) — важно добавить историко-культурную (в первую очередь связанную с развитием знаковых систем как орудия психического).
В современной коннотации слово "культура" начинает использоваться в XVII в. в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа для обозначения результатов деятельности общественного человека, т.е. как продукт рукотворной, искусственной деятельности человека. Эта логика противопоставления культуры человека его естественной, природной составляющей сохраняется в гуманитарном знании. Культура понималась через противостояние социально приемлемых форм активности человека тем проявлениям, которые определяются дикой стихией природы, ее темным и необузданным силам.
Постепенно, начиная с эпохи Просвещения, понятие культуры приобретает статус духовного начала жизни человека, определяющего ОГЛАВЛЕНИЕ и формы развития искусства, морали, философии, религии и науки. Вместе с тем термин "культура" в широком смысле слова продолжает применяться не только в отношении идеального мира, но и в отношении к материальному его воплощению в рукотворных созданиях человека.
Философия позитивизма и, в частности, марксизма, определила линию понимания культуры в контексте практической деятельности. Согласно этой линии рассуждений, человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным ОГЛАВЛЕНИЕм. Культура — это и пространство развития человека, и продукт его деятельности и способ его существования. И в этом контексте личность понимается как "индивидуальное бытие общественных отношений". А культура — способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.
По разным подсчетам, сейчас можно найти от 500 до 700 различных определений термина "культура". Перед нами не стоит задача проанализировать все эти термины и различные подходы. Здесь мы только отметим, что будем придерживаться обобщенного понимания культуры — как второй природы человека, той социально закрепленной и удерживаемой формы бытия человека, которая базируется на идее незавершенности человеческой природы. Для того чтобы человеку стать Человеком, ему нужно войти в культуру социума, обрести ее инструментарий, стать ее действующим лицом, носителем, транслятором, созидателем.
С точки зрения социального уклада, современная культура — сложная, многопараметрическая реальность развития и бытия личности. По вариативности условий развития и бытия человека можно выделить следующие типологии, по различным основаниям:
— по доминанте к той или иной полярности — традиции (доминирующая идея преемственности и неизменности, типичности и каноничности) или новации (доминирующая идея привнесения новаторских идей, новых технологий, оригинальности и авторского самовыражения и т.п.);
— по способу трансляции (фольклорная, под которой понимается доминирующий принцип преемственности народного знания "из уст в уста", знаний, обобщенных в устойчивых языковых формах — фольклорных текстах; письменная или книжная, где основным способом фиксации и трансляции знания выступает письменный текст, выстроенный по определенным закономерностям жанра; информационная, в том числе визуальная, под которой понимается современная вариативная система трансляции информации с доминантой визуальных рядов);
— по этнической составляющей (моноэтническая, биэтническая, полиэтническая);
— по социальной стратификации (массовая и элитарная, тех или иных сообществ — субкультур);
по формам нормированности (официальная, формальная, и неофициальная, неформальная) и др.
В социальном контексте культура как пространство развития и бытия человека — исторически сложившаяся в конкретных природных условиях этнокультурная общность, основным механизмом существования которой выступает преемственность. Преемственность — сохраняемая и транслируемая связь от поколения к поколению, между различными ступенями познания, определяющая стабильность развития и бытия человека и общности в условиях изменяющихся реалий мира.
Стабильность и устойчивость культуры как смыслового пространства развития и бытия личности во многом определяется развитостью и упорядоченностью структур и средств, определяющих единство и целостность культуры. Целостность культуры предполагает выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира, модели социокультурной нормативности. Необходимая целостность в первую очередь определяется семиотическими связями, опосредующими слитность разнородных элементов и частей культуры. Каждая культура вырабатывает сложное самостоятельное целостное семиотическое пространство — "семиосферу" термин Юрия Михайловича Лотмана (1922—1993). Однако "внутреннее пространство семиосферы парадоксальным образом одновременно и неравномерно, асимметрично, и едино, однородно. Состоя из конфликтующих структур, оно обладает также индивидуальностью. Самоописание этого пространства подразумевает местоимение первого лица. Одним из основных механизмов семиотической индивидуальности является граница. А границу эту можно определить как черту, на которой кончается периодичная форма" [1]. Семиотическая граница стратифицирует семиосферу но универсальному бинарному механизму "свой — чужой", "наше — их", "внутреннее — внешнее", "живое — мертвое", "мужское — женское", "священное — профанное" и т.д. При том что мир культуры стратифицируется различными семиотическими средствами на эти противопоставленные пространства, человеку во множестве жизненных ситуаций потребностью выстраивать диалог, осуществлять взаимодействие между этими оппозициями. Основными пространствами выстраивания такого взаимодействия выступают обиходная культура или уклад жизни, игра и обряд.