Лекция 21. Культура России в XX веке
Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность социального конфликта. Состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными нравственными исканиями, которые привнесли в общественное сознание России уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса.
В России в начале века широко велись научные исследования. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. В результате в ряде областей - физике, химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении российская наука достигла передовых рубежей научно-технического прогресса. Физик П. Н. Лебедев открыл и экспериментально доказал давление света на твердые тела и газы (1907) и измерил его величины. В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в., - Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Особой широтой научных интересов отличалась в этот период деятельность энциклопедиста и мыслителя мирового масштаба В. И. Вернадского. Он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогсохимии, учения о живом веществе, теории биосферы.
В области точных наук мировое значение имели работы русского ученого-математика II. Е. Жуковского, заложившего основы современного самолетостроения. В 1910 г. Б. Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель построил самолет биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. В 1903 г. гениальный ученый-самоучка К. Э. Циолковский опубликовал работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой впервые излагалась теория реактивного движения. В дальнейшем он разработал важнейшие принципы, впоследствии послужившие основой для осуществления космических полетов.
К началу XX в. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И. П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. А в 1904 г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия. В 1908 г. этой престижной премией были отмечены и заслуги ученого-биолога И. И. Мечникова.
Главные достижения в исторической науке этого периода связаны с именами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, А. С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, А. А. Шахматова и других ученых, их работы получили мировое признание.
В историю мировой культуры творческий подъем в отечественной философии начала XX в. вошел как русский духовный ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие философской науки. Призыв к возрождению идеалистической философии в противовес материалистическим концепциям был провозглашен в программном сборнике статей "Проблемы идеализма". В нем были опубликованы работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, отошедших от "легального" марксизма. В 1909 г. увидел свет знаменитый сборник статей русской интеллигенции "Вехи". Его авторы подвергли критике воззрения вождей русского революционного движения.
На грани веков, в столкновении противоположных течений и направлений - реализма и модернизма - возникло уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием "Серебряный век" русской литературы и искусства. Живым символом единства русской литературы XIX в. и литературных процессов начала XX в. стал Л. Н. Толстой. Его этические воззрения находят свое выражение не только в литературных произведениях, но и в публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья Толстого "Не могу молчать!" (1908), где он протестовал против жестокости правительства. К этому периоду относится и творчество А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина, продолжавших классические традиции русского искусства. Их произведения, по мнению современников, отражали общедемократические идеалы. Популярным писателем стал в эти годы Федор Соллогуб (Ф. К. Тетерников), в творчестве которого сочетались черты модернизма и реализма. Совершенно особое место в русской литературе начала века занимает Максим Горький (А. М. Пешков). Радикально настроенная часть общества с восторгом восприняла знаменитую "Песню о Буревестнике" и провозгласила Горького глашатаем революции.
Ярким модернистским течением в искусстве в начале нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление французской литературы, он нашел приверженцев во многих странах Европы. В 1890-е гг. в это общеевропейское течение свежим потоком влилась волна русского символизма. Наивысший творческий взлет ему суждено было пережить именно в начале XX в., когда в литературе появилась новая плеяда поэтов-"младосимволистов" (Андрей Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов, И. Ф. Анненский, М. А. Волошин). Самым убежденным сторонником и теоретиком этого течения был Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Он считал символизм не просто художественным направлением, а воспринимал его как образ мышления и образ жизни.
Русское изобразительное искусство на рубеже XX в. переживало период бурного расцвета. Среди художников-реалистов первое место, безусловно, принадлежало И. Е. Репину. Интересные самобытные картины были написаны и его учеником В. А. Серовым. Плодотворным периодом эти годы были и в творчестве М. А. Врубеля, работы которого близки символистской поэзии. Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение "Мир искусства", основателями которого были художники А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Ярким художником этого направления был К. А. Сомов.
Музыкальное и исполнительское искусство в первые годы нового столетия находилось на подъеме благодаря творчеству музыкантов, которые прославились еще во второй половине XIX в. Лидерство среди них принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. В этот период он много работает с коллективами Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как "Сказка о царе Салтане" (1899-1900), "Кащей бессмертный" (1901- 1902) и др. Важное место в плеяде композиторов занимает ученик П. И. Чайковского С. И. Танеев. Он создал композиторскую школу и воспитал много музыковедов, дирижеров, педагогов. Необычайно многогранно проявились в эти годы дарования С. В. Рахманинова; расцвел талант великого ученика С. И. Танеева композитора и пианиста А. Н. Скрябина. Поворотным стал 1909 г. в творчестве тогда еще начинающего композитора И. Ф. Стравинского. После петербургской премьеры его "Фантастического скерццо" присутствовавший на концерте С. П. Дягилев предложил ему написать балет "Жар-птица" для "Русских сезонов" во Франции. Первое исполнение балета, поставленного М. М. Фокиным, с огромным успехом прошло в 1910 г. в Париже.
Русская архитектура в начале XX в. переживает яркий период расцвета, связанный с появлением нового стиля "модерн". В целом для него характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка и пластичность форм, активное применение новейших достижений строительной техники и новых материалов (железобетона, стали, стекла). К самым значительным московским архитектурным памятникам в стиле модерн относится гостиница "Метрополь" (1899-1903). Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе Врубеля "Принцесса Греза". В стиле модерн работал знаменитый русский архитектор Ф. О. Шехтель, по проектам которого были построены особняк С. П. Рябушинского у Никитских ворот и здание Ярославского вокзала.
В начале XX в. в России зарождается новый вид искусства - кино. К 1903 г. относится появление первых стационарных кинотеатров (иллюзионов, электротеатров). Первый киносеанс состоялся в Петербурге в мае 1896 г. в саду "Аквариум". В 1907 г. петербургский фотограф А. О. Дранков объявил об открытии киноателье, а на следующий год там была выпущена первая русская игровая кинокартина "Понизовая вольница" ("Стенька Разин и княжна"), созданная режиссером В. Ф. Ромашковым. Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве. А. А. Ханжонковым была создана первая в России кинофабрика. Значительную часть отечественного репертуара в кино поначалу составляли примитивные иллюстрации к учебникам по отечественной истории, а также экранизация романов, легенд и песен. Наиболее известным является полнометражный игровой фильм "Оборона Севастополя" (1911) режиссеров В. М. Гончарова и А. А. Ханжонкова.
Культура Советской России в годы Гражданской войны. После завоевания власти в России лидеры большевиков централизовали управление культурой, искусством и наукой. 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению под руководством А. В. Луначарского. Ее функции были определены в Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской Республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г. В соответствии с этим Положением был окончательно сформирован Наркомат просвещения. В конце декабря 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными. В 1918 г. они по отношению к общему объему всей печатной продукции выпустили 38,4% названий книг, в 1919 г. - 70,4 и в 1920 г. - 92,4%. К началу 1920 г. была завершена работа по реквизиции и национализации библиотек и их преобразованию в государственные научные и массовые библиотеки. В октябре 1917 г. окончательно оформился Союз пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткульт). Цель Союза заключалась в стремлении создать особую пролетарскую культуру, отрицающую наследие прошлого. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовали до 400 тыс. человек, издавалось до 20 собственных журналов, в том числе "Горн", "Зарево заводов", "Пролетарская культура". С идеями этого движения смыкалась теория так называемого "производственного искусства", выразителями которого были В. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков и др. Они отрицали преемственность культуры, идеологических функций и специфики станковых форм изобразительного искусства.
Советское руководство централизовало и управление наукой. Российская академия наук (РАН), которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, стоящих перед Советской республикой. В 1918-1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав академии научных институтов и высших учебных заведений (Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты). РАН при активном финансировании государства занималась как прикладными, так и фундаментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева проводилось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин возглавляли исследования и добычу радиоактивных веществ. И. П. Павлов продолжал изучать условные рефлексы, Ф. А. Цандер - разрабатывать теорию реактивных двигателей, Н. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Решались задачи и в области теории вероятностей, математической статистики, кристаллографии и др.
В марте 1918 г. при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО), где в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работали более 200 академиков и профессоров (Н. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Н. Бах, И. М. Губкин и др.), более 500 инженеров и других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследовательских институтов и ряд других учреждений. Работники отдела организовали опытные производства, станции, проводили научно-техническую экспертизу, издавали журнал "Научно-технический вестник".
В годы Гражданской войны продолжала свою деятельность Комиссия по изучению естественных производительных сил России, созданная при РАН в 1915 г. В ее работе участвовали академики В. И. Вернадский, А. Н. Крылов, П. П. Лазарев, А. Е. Ферсман и др. По их инициативе было создано 20 специализированных отделов, на базе которых впоследствии организовали институты, вели поиски полезных ископаемых; разработки комиссии использовались при составлении плана ГОЭЛРО.
В области общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил Положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.
В ноябре 1917 г. при Государственной комиссии по просвещению был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, поэтам и др. Деятельность отдела находилась под влиянием художников "левого" направления, сторонников создания "художественной промышленности". В 1918-1920 гг. по неполным данным было проведено 140 выставок. Художники В. М. Конашевич, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев и другие принимали активное участие в работе над иллюстрациями к массовой народной библиотеке. Портреты деятелей революции и творческой интеллигенции писали Н. А. Андреев, Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев. В области пейзажной графики работали A. И. Кравченко, Н. И. Пискарев, В. Д. Фалилеев, в его мотивах преобладало изображение будущих стихий. Реже создавались конкретные образы: ксилография "Броневик" Н. Н. Купреянова, линогравюра "Революционные войска" B. Д. Фалилеева. В живописи основное внимание уделялось пейзажам и натюрмортам.
Начиная с 12 апреля 1918 г. (т.е. со дня публикации декрета СНК "О памятниках республики") реализуется так называемый Ленинский план монументальной пропаганды, предусматривающий "замену памятников царю и его слугам новыми, долженствующими ознаменовать великие дни Российской социалистической революции". В соответствии с планом в Москве и Петрограде в 1918-1920 гг. было установлено около 40 новых памятников.
Важным орудием большевистской пропаганды стал политический плакат, для которого были характерны лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста. Активное участие в создании политического плаката принимали В. В. Маяковский, М. М. Черемных, В. И. Козлинский, В. В. Лебедев, Дени (В. Н. Денисов), Моор (Д. С. Орлов) и др.
Большое внимание уделялось становлению советского музыкального искусства. В декрете СНК "О Московской и Петроградской консерваториях" от 12 июля 1918 г. впервые появляется понятие "государственное музыкальное строительство". В ведение государства передаются Большой и Мариинский театры, Придворный оркестр (Государственный симфонический), Синодальное училище, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. Главное внимание Музыкальный отдел Наркомпроса уделял песенному жанру, обработке народных и революционных мотивов, созданию боевых маршей и песен военной тематики. В просветительской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыковеды - Б. В. Асафьев, C. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. И. Шаляпин и др.
В сфере театра упор был сделан на открытие большого количества театров и различного рода студий. Только в Москве в 1918 г. действовали 45 профессиональных театров. При Театральном отделении Наркомпроса в 1918 г. была создана Репертуарная секция, в составе которой работали А. А. Блок, В. Э. Мейерхольд, К. И. Чуковский. 26 августа 1918 г. СНК
РСФСР принял декрет "Об объединении театрального дела", предусматривавший национализацию театра. В 1918 г. при участии М. Ф. Андреевой, М. Горького, А. В. Луначарского в Петрограде был основан Большой драматический театр (БДТ) как театр героического репертуара, его литературным руководителем стал А. А. Блок.
В пропагандистской работе видное место отводилось киноискусству. Только в 1918-1920 гг. было выпущено более 200 хроникальных и специальных кинолент ("Вскрытие мощей Сергия Радонежского", "Петроград на страже революции", "На Красном фронте" и др.). Специфической формой распространения кинофильмов стали агитпароходы и агитпоезда. С 1920 г. контроль за киноискусством стал осуществлять Отдел агитации и пропаганды при ЦК РКП(б).
Руководство партии большевиков наряду с заботой о развитии культуры и искусства решительно боролось с той частью интеллигенции, которая, по его мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу было выслано около 200 видных ученых, врачей, инженеров и литераторов. Среди них в "философском пароходе" оказались Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.