Культура России екатерининской эпохи
Школьная реформа 1782–1786 гг. положила начало созданию системы школьного образования, многие черты которой сохранились и сегодня. Истинным творцом русской общеобразовательной школы был приглашенный в Россию сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево, а образцом послужила самая передовая тогда прусская система. В губернских городах учреждались четырехклассные главные народные училища, в уездах – двухклассные малые народные училища. Обучение в каждом классе давало самостоятельную систему знаний, и образование можно было прервать на любом уровне: полученное свидетельство давало право занять соответствующую должность. Новыми стали и введение урочной системы, и обучающая роль преподавателя в отличие от прежней контролирующей. Телесные наказания были отменены.
В школы допускались все сословия русского общества, кроме крепостных крестьян. Впрочем, средства на ОГЛАВЛЕНИЕ школ оказывались незначительными и переложенными на местный бюджет, да и число школ оставалось небольшим. Параллельно с созданными народными училищами функционировали солдатские школы, основанные Петром Великим. Следствием школьной реформы Екатерины II стало распространение образования в недворянских слоях населения.
Исходя из просветительской идеи "воспитания новой породы людей", Екатерина II совместно с президентом Академии художеств И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. Эта попытка преследовала цель ввести в России гуманистический тип воспитания, основанный на уважении к личности и вере в разумного педагога. В отличие от просветителей, ожидавших от "новой породы людей" противостояния власти, Екатерина стремилась к воспитанию людей законопослушных и лояльных.
Своей целью И. И. Бецкой ставил воспитание людей разных сословий на основе прогрессивной системы педагогики с ее гуманным отношением к воспитанникам, развитием их природных дарований и склонностей, запретом на телесные наказания. Реформа образования, включившая создание народных училищ наряду с закрытыми шляхетскими корпусами и благородными пансионами, окончательно оформила сословную структуру образования в России.
Воспитание граждан должно было стать государственным, а не семейным делом. По плану И. И. Бецкого в Петербурге и Москве были открыты первое в России женское образовательное учреждение – Смольный институт благородных девиц (1764 г.), Коммерческое училище, Воспитательные дома в Москве и Петербурге и преобразованы Кадетские корпуса. При Московском университете открылся Благородный пансион для дворян (1779), а вслед за ним и в других губернских городах.
Наиболее полно влияние просветительской философии в екатерининскую эпоху проявилось в области науки, просвещения, литературы и искусства. Больших успехов достигла историческая наука, основные достижения которой связаны с деятельностью М. В. Ломоносова и В. II. Татищева. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали сочинения Μ. М. Щербатова и И. Н. Болтина, в которых авторы пытались сформулировать общую концепцию русской истории.
Литература России XVIII в. развивалась в основном под знаком классицизма – литературного течения, распространившегося в Западной Европе с XVII в. В основе классицизма лежали вера в возможность упорядочения мира и стремление построить искусство на основах Разума. От искусства требовалось соблюдение строгой логики. Все виды искусства делились на жанры, для каждого жанра литературы (эпопея, ода, трагедия, идиллия и др.) предписывались определенные нормы.
Классицизм не требовал от писателя оригинальности. Литературное произведение ориентировалось на вечные и единые для всех классические образцы главным образом античной литературы. К литераторам первого поколения (первая половина XVIII в.) можно отнести А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, основавших русскую классическую традицию в литературе. Два истока – церковная литература и государственный прагматизм Петра I – обусловили ее назидательность. Второе поколение литераторов-просветителей – Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист, И. А. Крылов, Н. И. Новиков, Μ. М. Херасков, Д. И. Фонвизин – уже осознанно противопоставляли себя власти, превращая литературу в общественную силу.
В конце XVIII в. начинает выделяться третье поколение русских литераторов – И. И. Дмитриев, Η. М. Карамзин. В силу продолжительности литературной карьеры и разнообразия в творчестве сюда можно отнести также Г. Р. Державина и И. А. Крылова. Выделяющаяся авторской оригинальностью поэтическая палитра Державина соединяет "высокий" и "низкий" стиль – элементы живой разговорной речи. Державин воспевает гражданственность и патриотизм, а высшей ценностью считает человека.
Учреждение в 1783 г. при Академии наук особой Российской академии для изучения языка и литературы стало возможным благодаря E. Р. Дашковой, которая сама разработала план ее создания. Имея обширные познания, научные связи с европейскими просветителями, Дашкова получила должность первого президента новой Российской академии. В отличие от петровской эта Академия была образована как специальный научный центр и сыграла значительную роль в выработке нового литературного языка, становлении русской словесности. Перед Академией ставилась и конкретная задача составления толкового словаря русского языка и грамматики. Изданный в начале XIX в. "Словарь Российской академии" был первым словарем русского языка. В числе членов Академии были Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин.
Проявляя известный интерес к западноевропейской общественной мысли, Екатерина в то же время ревниво относилась к самостоятельности своих подданных, вступая в конфликты с теми, кто выходил за границы дозволенного, как, например, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. Б. Княжнин.
Н. И. Новиков был не только писателем, но и выдающимся общественным деятелем эпохи российского Просвещения. После Петра I в обществе установилось представление, что любая инициатива должна исходить от правительства. Н. И. Новиков, напротив, доказал, что направлять просвещение в России должны добровольные усилия общественности.
В 1769 г. Екатерина II начала издавать сатирический журнал "Всякая всячина", где обличались лишь обычные людские пороки, а недовольство в обществе таким образом направлялось в безопасное для правительства русло. Н. И. Новиков, став соперником самой императрицы, создал жанр русской сатирической журналистики в своих журналах "Трутень", "Живописец" и "Пустомеля" (1769–1773). Он пошел значительно дальше Екатерины – к критике общественных пороков, язв крепостнической системы. Н. И. Новиков в знаменитом эпиграфе сатирического журнала "Трутень" взывал к совести дворян: "Они работают, а вы их труд ядите".
Независимость, резкость суждений Н. И. Новикова скоро сделали невозможной его издательскую деятельность в столице. С 1779 г. он переехал в Москву, где занялся исключительно просветительством. За десять лет им было издано около 1000 наименований различных книг, организована книготорговля в ряде провинциальных городов, бесплатные библиотека и аптека в Москве. В голодные годы Новиков организовал в широких масштабах помощь крестьянам зерном. Рост его авторитета напугал правительство, и он без суда был заключен в 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел больным и беспомощным стариком.
А. Н. Радищев, автор "Путешествия из Петербурга в Москву" (1790), сравнил крепостное право с античным чудовищем из "Тилемахиды" В. К. Тредиаковского: "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй", видя в нем зло беспредельное, позорное, огромное, многоликое, вопиющее. Современники Радищева назвали его "зрителем без очков" – и действительно, он взглянул на родную действительность без "розовых очков" и тем, по его собственному выражению, проложил себе дорогу в Сибирь. Уникальность Радищева состоит в том, что он первым среди российских просветителей не только не участвовал в просветительской политике власти, но и выступил против ее результатов. Его произведение было запрещено к публикации в России вплоть до 1905 г. Титул "бунтовщик хуже Пугачева" он заслужил от Екатерины тем, что его просветительство резко разошлось с государственным.
В 1790-е гг. разворачивается литературная деятельность Η. М. Карамзина, зачинателя русского сентиментализма. С его повести "Бедная Лиза" фактически началась самостоятельная новая русская проза, которая предложила читателю не мораль, а живое чувство. Писатель выступил за просвещение не путем назидания, а средствами искусства, возвышающего душу и ум. Он впервые не требовал от читателя непременного следования идеалу, а от литературы – нравоучения и создания образца. Развивая идеи мирного гуманизма, Карамзин показал себя реформатором литературного языка и призывал "писать, как говорят", став в этом отношении прямым предшественником Пушкина. Он был первым в России профессиональным журналистом. Его "Московский журнал" стал классическим типом литературного журнала, а позже "Вестник Европы" – первым в России политическим журналом.
В архитектуре Европы второй половины XVIII в. на смену блистательному барокко приходит строгий и благородный классицизм. В его основе лежит обращение к классической архитектуре античности (именно в середине XVIII в. в Европе отмечается взлет интереса к античной эпохе после сенсационного открытия развалин Геркуланума и Помпей) и приемам Высокого Возрождения. Расцвет культуры античной Греции связан с эпохой афинского стратега Перикла (V в. до н.э.), когда творил выдающийся скульптор Фидий и был создан Акрополь с великолепным Парфеноном. Произведения классических мастеров воплощали достоинство и величие человеческой судьбы, гражданственность и патриотизм. Древнегреческий историк Фукидид передает торжество идеи государственности в классической Греции словами самого Перикла: "Благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством". Идеи гражданственности были близки мыслителям эпохи Просвещения, а просветительская философия оказала серьезное воздействие на новые эстетические вкусы в Европе. "Упорядоченная", подвластная Разуму "облагороженная природа" стала задавать тон в формировании нового художественного языка.
Русская культура эпохи Просвещения столкнулась с традициями античности впервые, и классический стиль оказался для России совершенно новым. Русские просветители напрямую связывали его с идеей "устроения" государства, стремлением к ясности, всеобщему порядку и благоденствию, поэтому пришедшая из Европы мода на классические образцы оказалась созвучна либеральным начинаниям на заре правления Екатерины II. В русской культуре представлено несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир (от фр. empire – империя), московский классицизм и др. Образ классического героя в России воплотился в образе "сына Отечества", который выполняет свой долг перед ним. Русский классицизм – это зримый образ идеального государства.
Архитектуру классицизма в целом отличает наличие строгого прямого фасада, состоящего из главного корпуса здания и симметрично расположенных более скромных крыльев, или флигелей. Архитектурным центром здания является портик с колоннами, с украшенным лепниной фронтоном и скульптурным фризом за колоннами портика, который венчает купол, или ротонда. Архитектурным центром интерьера обычно служит колонный зал под куполом с росписью или лепниной. Сам интерьер организован по принципу анфилады парадных комнат. Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот (Гостиный двор в Петербурге), А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, Китайский дворец и Катальная горка в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове), Ю. М. Фельтен (Чесменская церковь в Петербурге), Ч. Камерон (многие творения в Царском Селе и Павловске), а затем Дж. Кваренги (Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе) создали школу русского классицизма, которую развили архитекторы В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве и др.), Μ. Ф. Казаков (Сенат в Московском Кремле, Петровский дворец, Колонный зал Благородного собрания в Москве и др.).
В 80-е гг. XVIII в. между Павловском и Царским Селом по приказанию Екатерины II была построена дача, а при ней разбит великолепный сад. Предназначавшаяся для любимого внука – будущего императора Александра I и названная в его честь "Александрова дача", она составляла предмет восторженных похвал посетителей и даже была воспета в особой поэме С. Джунковского.
По мысли великого князя Александра, дача должна была служить чем-то вроде живой иллюстрации к написанной его державной бабкой специально для внуков нравоучительной сказке "О царевиче Хлоре". В устройстве дачи была сделана попытка воплотить просветительскую идею – весьма утопичную по своей сущности, – согласно которой возможно создать прекрасный мир, где человек чувствовал бы себя вольготно и счастливо. Этот мир предназначался для культурного героя, воспитанного Просвещением. Использованный в дачном ансамбле стиль классицизма своим гуманистическим пафосом помогал организовать особую среду, которая отрешала от патриархальной жизни (если понимать под этим крестьянский мир), внушала уважение к величию европейской культуры, равно как и показывала новое место в природе; последняя становилась как бы образцом естественности в этом не очень "естественном" мире.
Учрежденная в 1757 г. по проекту И. Шувалова Академия художеств была расширена и преобразована в 1764 г. в Императорскую Академию художеств и стала одним из центров художественного просвещения. Академия помещалась в специально построенном грандиозном здании в стиле раннего русского классицизма (архитектор А. Ф. Кокоринов). Она стала центром творчества и обучения, где совместно трудились русские и иностранные мастера. Шувалов, ее первый президент, подарил Академии свою коллекцию книг по искусству и великолепное собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. Обучение состояло в копировании работ великих мастеров, работе с натурой. Воспитанники завершали образование за границей – в Риме, Париже.
Образованию придворного Эрмитажа (от фр. hermitage – уединение), одной из крупнейших художественных коллекций в мире, положила начало в 1764 г. частная коллекция самой Екатерины II, а много позже он был открыт для широкой публики.
В XVIII в. в живописи совершился переход от иконы к картине через прямое усвоение европейской школы. Портреты А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского создают наиболее обаятельные и запоминающиеся образы того времени, затмевая пейзаж и исторические картины.
В русском искусстве скульптура традиционно практически отсутствовала. Православие отвергало ее как идолопоклонство. По распоряжению Петра I в Петербурге появляется множество античных и барочных мраморных статуй, воспринимавшихся современниками как ошеломляющая новинка (один из них писал домой: "скупаю мраморных девок... зачем – не знаю... место им только в аду"). Во второй половине XVIII в. складывается русская скульптурная школа, среди мастеров которой необходимо выделить творчество Ф. И. Шубина. Образ Медного всадника, взлетевшего на край бездны и готового "пришпорить" непокорного коня – Россию – вызывал немало споров у современников, но был принят потомками как символ Петербурга (памятник Петру I, скульптор Э. М. Фальконе).
Создается русский профессиональный театр, начало которому положено в 1756 г. созданием в Петербурге первого в России публичного театра, организованного Ф. В. Волковым. Основу театра составила труппа ярославских актеров.
В течение XVIII в. накопление научных знаний выразилось в развитии естественных и общественных наук, организации научных и географических экспедиций, крупнейших технических изобретениях, попытках применения естественно-научных знаний в практике промышленности, внедрении научных основ в военное и морское строительство, развитии гуманитарного знания. Развитие книжного дела приводит к вытеснению рукописной книги печатной. Развивается периодическая печать – газеты и журналы; складываются художественная литература, светская музыка. Русское зодчество и изобразительное искусство становятся полноправными элементами общеевропейской культуры. Отличие от предыдущей эпохи заключается в оформлении авторства произведений.
Приглашение русских и иностранных архитекторов для строительства дворцов и других зданий, открытие ученых обществ, создание большого количества новых журналов, поощрение книгоиздательской деятельности, музыкального и театрального искусства – все это говорит о более широком понимании значения науки, образования и культуры в целом, о возросшем интересе к гуманитарным и мировоззренческим аспектам культуры.