Культура процесса муниципального управления
Культура процесса муниципального управления обладает рядом особенностей, которые отличают ее от всех остальных видов и форм культуры. Она сочетает в себе совокупность достижений в осуществлении процесса муниципального управления, организации управленческого труда с использованием технических средств, а также соблюдение требований, предъявляемых к системе муниципального управления и работникам аппарата управления, обусловленных нормами и принципами морали, этики, эстетики и права.
Разные объекты муниципального управления отличаются друг от друга не только культурой производства, но и культурой управления. Поэтому конечная цель муниципального управления состоит в том, чтобы создать для того или иного объекта муниципального управления такую управляющую систему (субъект), которая позволила бы коллективу добиться наиболее эффективных результатов в развитии муниципального образования. Это во многом зависит именно от культуры управления.
Специалисты выделяют три уровня культуры управления коллективом - высокий, средний и низкий. Имеется в виду, что высокий уровень отражает наиболее ограниченный способ взаимосвязи системы муниципального управления с объектом муниципального образования. При этом формы и методы управленческого воздействия на управленческие группы коллектива соответствуют интересам всех участников этих процессов.
Высокий уровень культуры процесса муниципального управления характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в трудовом коллективе, большой степенью удовлетворения трудом, стабильными показателями, гласностью и информированностью во всех формах деятельности, широким использованием средств техники и технологии управления и т.д. Такой уровень позволяет быстро и оперативно перестраиваться, внедрять новое и передовое, вовлекать в процесс управления все большее количество людей и формировать у них привычку работать грамотно, творчески, заинтересованно.
Средний уровень культуры процесса муниципального управления присущ тем коллективам, где единство целей и интересов всех участников процесса управления слабо подкрепляется соответствующими методами и формами их реализации. Причинами такого положения служат, как правило, несовершенство знаний руководящих работников в сфере социально-психологических и педагогических проблем муниципального управления, недостаточная их подготовленность к взаимодействию с людьми.
Низкий уровень культуры процесса муниципального управления характеризуется устойчивыми конфликтами и противоречиями между большинством членов коллектива и руководством системы муниципального управления, организаций, корпоративными устремлениями определенных групп работников и специалистов, а также широким распространением волюнтаристского бюрократического стиля управления.
Культура процесса муниципального управления включает совокупность разнообразных элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, которые к ним предъявляются.
Наиболее укрупненная классификация элементов культуры процесса управления современным коллективом системы муниципального управления включает личную культуру управленческих работников, культуру процессов управления и условий труда, культуру работы с документами и информацией и т.д. Все они органично связаны между собой и взаимозависимы, но определяющей является личная культура работников управления. Она состоит из многих слагаемых.
В первую очередь это уровень общей культуры работника, наличие нравственных, деловых и личных качеств, которые сегодня диктуют условия рыночной экономики, знание достижений науки и практики управления, умение применять современную управленческую технику и технологию.
Личная культура работников управления выражена комплексом многообразных социальных качеств, необходимых для овладения эффективными методами управления и успешного выполнения управленческих функций.
Специалисты выделяют в культуре процесса управления этические, эстетические, технические, экономические, организационные, педагогические, психологические и правовые элементы культуры личности управленческих работников. Рассмотрим их подробнее.
Этическая культура процесса муниципального управления. Развитие современных рыночных отношений связано с решением проблем не только в области техники и экономики, но и в сфере морально-этических отношений людей в процессе труда в системе муниципального управления.
Этика - философская наука, объект ее изучения - мораль. В этике различают два рода проблем: практические вопросы (как должен поступать человек - нормативная этика) и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Всякое теоретическое знание имеет в конечном счете практическое значение, так как не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но и содержит мировоззренческую составляющую, обосновывая цели практической деятельности.
Специфика этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формируются в виде моральных принципов и норм поведения. Обычно слово "этика" употребляют, когда речь идет об учении о морали, об идеалах и обязанностях людей по отношению друг к другу, семье, обществу, государству. Через отношения людей к труду и производству этика влияет на экономику и управление. Особенности деятельности муниципальных управленческих работников находят отражение в профессиональной управленческой этике.
Основной принцип управленческой этики - создание условий для удовлетворения различных потребностей членов коллектива в системе муниципального управления и общества. Это объясняется тем, что управленческий работник планирует, организует, координирует жизненно важные для человека процессы создания материальных ценностей.
Не менее важен в управленческой деятельности этикет - совокупность правил поведения работников системы муниципального управления, касающихся его взаимоотношений с людьми. Нормы этикета носят согласительный характер, т.е. предполагают как бы договоренности о том, что считать правильным и нормальным в поведении людей, а что - недостойным. Несмотря на относительную условность этих норм, их нельзя расценивать как требования, обязательные лишь в силу тех или иных мер (санкций), к которым общество прибегает с целью принудить граждан им следовать. Этикет можно считать формой контроля за поведением человека.
Этикет - ряд моральных требований, отражающихся в культуре поведения управленческого работника. Это прежде всего его вежливость, тактичность, скромность, точность, ответственность, высокий профессионализм, продуманная линия поведения в отношении органов муниципального управления и во внеслужебных контактах с подчиненными. Управленческий этикет включает две группы правил поведения руководителя.
Первая группа - это правила, действующие в сфере отношений между членами одного коллектива или людьми, связанных с совместной работой (правила, определяющие характер отношений "руководитель - подчиненный"). Вторая - это правила, регламентирующие общение работников одного объекта системы муниципального управления или организации с другими объектами, людьми или подразделениями.
Эти нормы этикета закрепляются в форме различных инструкций, положений, статусов, договоров, регламентов и т.д.
Управленческий работник, прежде чем принять меры административного или даже экономического воздействия, обязан учитывать, что они должны быть оформлены в сознании подчиненных как готовность (установка) к деятельности, и помнить о неизбежном их преломлении через призму нравственных ценностей каждой личности и коллектива в целом. Исполнители воспринимают распоряжение в первую очередь как приглашение к совместным действиям с руководителем. Затем оно обязательно оценивается ими с точки зрения условных общепринятых нравственных норм.
Если необходимость распоряжения очевидна, и оно не противоречит установившимся правилам трудового процесса и морали, то оно будет охотно выполняться. Если же наметилось какое-то противоречие, то исполняться оно будет неохотно, с различными проволочками и оттяжками.
Привычка мыслить только административными, техническими и командными категориями не приносит успеха руководителю и существенно сказывается на эффективности процесса управления муниципальным образованием. Следовательно, при решении любого административно-хозяйственного вопроса или осуществлении конкретного мероприятия управленческим работникам необходимо не только видеть и ставить ближайшие социально-экономические цели, но и учитывать возможные психологические последствия.
Недооценка управленческими работниками принципов профессиональной этики, несоблюдение ими управленческого этикета порождают делячество, развращают людей, ослабляют их нравственные чувства.
Таким образом, управленческая этика прививает человеку лучшие моральные качества: деловитость, ненавязчивость и терпимость; простоту в общении и ровность тона; широту взглядов и чувство юмора; умение спорить "но правилам", не теряя "лица", когда ты "побежден"; не посягать на достоинство другого человека, но и не поступаться принципами самому.
Человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке, никогда не теряется и всегда готов оперативно применить свои знания и умения.
Эстетическая культура процесса муниципального управления. Эстетика - философская дисциплина, изучающая законы красоты и ее проявления в жизни и искусстве, т.е. наука, изучающая закономерности художественного освоения действительности человеком, законы эстетического ее восприятия.
Многие проблемы, находящиеся в сфере функций эстетики, выходят за область собственно художественного творчества и рассматриваются в непосредственной связи с деятельностью объекта системы муниципального управления, сто организацией и управлением. Уровень и качество системы муниципального управления производством, а также профессиональная управленческая культура определяются системой эстетических показателей. Они разделяются на следующие группы:
o показатели, характеризующие кадровый состав управленческого аппарата и его способность решать те или иные вопросы, связанные с внедрением результатов эстетических исследований в практику управления муниципальным образованием;
o показатели, определяющие принципы взаимодействия работников управленческого персонала с членами производственного коллектива, с коллективами подразделения, предприятия и организации, а также меру учета эстетических факторов в этом взаимодействии;
o показатели, указывающие на уровень организации управленческой сферы деятельности как одно из важнейших условий повышения эффективности трудовой деятельности объектов муниципального образования с учетом эстетических факторов;
o показатели, определяющие качество выпускаемой продукции (товаров и услуг), ее товарный вид, а также мероприятия по обеспечению наилучших условий ее транспортировки, хранения и доставки заказчику.
Правовая культура процесса управления муниципальным образованием. В рыночных условиях развитие экономики требует не только стабильности и четкости хозяйственных отношений, их регулирования, но и знания и умелого применения управленческими работниками соответствующих нормативно-культурных актов, а также соблюдения норм правовой культуры.
Если этические нормы регулируют поведение человека в области нравственности и морали, то юридические нормы устанавливают границы управления на каждом уровне, определяют место муниципального образования в государственной системе управления, права и полномочия лиц в различных видах деятельности.
Юридические нормы отражены в государственных правовых нормативных актах. В них государственные органы устанавливают юридические границы системы муниципального управления и параметры взаимоотношений между элементами системы муниципального управления. Основываясь на таких нормативных актах и на рекомендациях министерств и ведомств, каждое предприятие разрабатывает собственные организационно-нормативные акты, которые учитывают особенности и специфику объектов системы муниципального управления, а также свои специфические требования к профессиональной управленческой культуре.
Проявлением правовой культуры управленческого работника прежде всего следует считать его умение делать точные ссылки на законы, указы, постановления, решения в своих устных официальных выступлениях и особенно при составлении соответствующих организационно-распорядительных документов. Отсутствие или наличие терминологической путаницы, достоверность дат в документах в определенной мере свидетельствуют о том или ином уровне правовой культуры.
Ввиду этого каждому работнику рекомендуется приучить себя не только к точному выполнению правового предписания, но и к фактическому распространению его на все совершаемые от имени субъекта действия. Привычка работника, а в ряде случаев обязанность юридически грамотно обосновывать совершаемые действия создает дополнительную гарантию того, что принятые правовые акты им будут еще раз глубоко изучены и обдуманы. Наоборот, пренебрежение к нормативным актам из-за ложного представления, что все уже давно известно, может вылиться даже в нарушение законности с причинением имущественного вреда, ущемлением личных прав рабочих, служащих и других граждан.
Об уровне правовой культуры управленческого работника в определенной мере свидетельствует отсутствие или наличие в подготовленных им документах и выступлениях терминологической путаницы. Смешение руководителем правовых терминов свидетельствует о низком уровне его правовой культуры, ведь в управленческой практике особенно важно вкладывать в каждом случае в правовое понятие только такой смысл, который нашел отражение в соответствующих государственных правовых актах.
О низком уровне правовой культуры управленческих работников свидетельствует и отсутствие даты в документе, так как она является важным юридическим реквизитом. Такую небрежность в работе руководитель не должен допускать в связи с тем, что с момента подписания (составления) документа возникают, изменяются или прекращаются юридические отношения, наступают юридические последствия. Если дата не указана, то можно, например, оспорить не только время вступления документа в силу, но и его законность, и тем самым вызвать нежелательные для процесса управления обстоятельства.
Таким образом, практика муниципального управления показывает, что этика делового поведения, его стиль, уровень культуры являются как предпосылкой успешной трудовой деятельности, так и ее результатом. В процессе управления объектами системы муниципального управления в коллективе складываются экономические и социальные отношения, переплетаются личные, коллективные и общественные интересы. Интересы общества требуют максимального повышения правовой культуры управленческих работников и культуры управления муниципальным образованием в целом.