Культура мышления
Мышление как процесс требует определенной культуры. Литургически стройное продвижение мысли нередко может подменяться псевдомышлением, иллюзией логики, эклектизмом. Слушая "Реквием" Моцарта, пушкинский Сальери произносит:
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Стройность мысли – залог ее глубины. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем). В ходе мышления обнаруживает себя манипуляция с неким смысловым ОГЛАВЛЕНИЕм.
Мышление содержится во всех проявлениях психической деятельности, от акта восприятия до речи. Говорить о расстройстве способности к суждению можно только в том случае, если восприятие, ориентировка, память, движение и речевая деятельность сами по себе не нарушены или если мы в состоянии отличить расстройства, специфичные для всех этих типов способностей, от того, что порождено собственно ложным суждением. Тот факт, что суждение противоречит общепринятым представлениям об истинном и ложном, сам по себе не может свидетельствовать в пользу наличия аномалии. Мы обязаны попытаться рассмотреть и оцепить ситуацию в каком-либо ином контексте, чтобы удостовериться, что расстройство способности к суждению действительно имеет место. Суждения, нс соответствующие общепринятым, выступают в качестве источника объективных данных. До какого-то момента мы не можем обращать внимания на степень их истинности или ложности. Для нас важно прежде всего определить те признаки, на основании которых суждение должно рассматриваться как образец аномальной реализации соответствующей способности. Расстройство рассудка и мышления следует отличать от бредовых идей.
По выражению Ясперса, бред – это одна из тех великих загадок, которые разрешимы только при условии четкого разграничения имеющихся в нашем распоряжении фактов. Если называть бредом любые некорректируемые ложные суждения, то возникает вопрос: кто же тогда нс подвержен бредовым идеям? Все мы способны иметь убеждения, а человеку вообще свойственно упорствовать в собственных ошибках. Точно так же нельзя называть "бредом" те иллюзорные представления, которые в изобилии встречаются у отдельных людей и целых народов, ведь тогда мы низведем до уровня болезни одно из фундаментальных свойств человека вообще.
Расстройство, затрагивающее проявление любой отдельно взятой способности, воздействует на состояние личности в целом. Даже если расстройство касается только одной из способностей, ее результаты могут быть катастрофическими, как бывает при расстройствах способности к запоминанию при тяжелых афазиях. Общее состояние личности подвергается изменению, но характер последнего полностью понятен в терминах отдельного, доступного для наглядной демонстрации расстройства. И наоборот, любое проявление отдельно взятой способности может подвергаться качественным и смысловым изменениям в силу своей зависимости от всей совокупности способностей.
Целевые, смысловые и операциональные установки
"Понятие смысла – междисциплинарное понятие, – отмечает Д. А. Леонтьев, – занимающее важное место во многих гуманитарных науках. Богатые традиции в разработке проблематики, связанной с этим понятием, существуют в философии (Ф. Ницше, Э. Шнрангер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, М. Бубер), социологии (М. Вебер, Дж. Г. Мид), эстетике (А. А. Потебня, Р. Ингарден, Μ. М. Бахтин), не говоря уж о лингвистике и связанных с ней дисциплинах"[1].
Поведение человека и его мышление вообще соотносятся с осмысленной ситуацией в осмысленном мире. Окружающие нас объекты осмыслены, когда мы спрашиваем "Что это?", мы спрашиваем о цели, которой служит данный объект, о его роли в поведении, иными словами, о его смысле. При этом объекты и ситуации имеют смысл лишь в отношении к действующему субъекту. Смысл конституируется отношением между ситуацией и мотивацией. Осмысленные ситуации конструируются человеком в процессе обработки информации и построения концептуального образа мира. Осмысленный объект потенциально содержит схему поведения.
Важную роль в постижении смысла играет психологопедагогическая концепция самообучающейся личности. Эта концепция исходит из того, что центральным для понимания человека и для познания людьми самих себя является истолкование личностных смыслов. Процесс обучения с позиции теории личностных конструктов рассматривается как конструирование новых смыслов и реконструирование уже существующих. Люди ищут смыслы. Созидание смыслов, процесс достижения личностного знания и есть обучение.
Рациональное познание принесло человечеству немалые плоды. Одно из глубинных влечений личности – стремление распознать логику окружающего мира, удовлетворить свое желание понять смысл универсума. Человеческое знание вырастает из глубинной потребности индивида в творчестве, интеллектуальном познавательном действии. Мощная тяга к знанию – чисто человеческая потребность. Любое живое существо принимает мир таким, каков он есть. Только человек пытается понять, как мир устроен, какие законы им управляют, что определяет его динамику. Древний человек обнаружил в себе могучее желание проникнуть в тайны Вселенной, понять ее секреты, раскрыть законы универсума, подчас даже рискуя жизнью. Это стремление составляет глубинное сущностное свойство человека, которое не менее загадочно, чем феномен сознания. В этом неодолимом устремлении к знанию отразилась человеческая природа.
Понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. Интелллект – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Существует большое количество теорий интеллекта, основывающихся на той или иной интерпретации понятия. В наиболее общем смысле интеллект есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям, способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным ("ментальным") эквивалентом объекта, посредством действия в уме (В. Н. Дружинин). В современной психологии также распространен тестологический подход к определению интеллекта. В рамках этого подхода интеллект рассматривается как совокупность умственных способностей человека, которые можно измерить с помощью специально разработанных тестов. На основании данных измерений вычисляется коэффициент интеллекта – IQ. Структура интеллекта достаточна сложна. Согласно С. Спирману существует генеральный фактор интеллекта, который характеризует общий уровень умственных способностей человека и ряд специфических интеллектуальных способностей, развивающихся на базе генерального фактора и проявляющихся в решении конкретных задач. Г. Айзенк выделил три первичных умственных потенции: вербальный интеллект – способность объясняться, используя подходящие слова, математический интеллект – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия и пространственно-зрительный интеллект – способность оперировать зрительными изображениями, ориентировать их в пространстве, находить общее и различное между ними. Также выделяют конкретный и абстрактный интеллект. В гештальтпсихологии исследовались продуктивные творческие компоненты интеллекта, было предложено понятие инсайта (М. Вертгеймер, В. Кёлер). Инсайт представляет собой новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из внешней среды. С точки зрения когнитивного подхода, интеллект – форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличия ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего (М. А. Холодная). Существует большое количество психогенетических исследований природы интеллекта, исследований влияния наследственности и среды на уровень развития интеллекта человека. Наиболее популярная модель объясняет 50% дисперсии интеллекта влиянием наследственности, 20% – влиянием среды и 30% – взаимодействием генетико-средовых факторов. Общий умственный потенциал человека – те инструменты реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Человек в отличие от животных может мыслить, познавать и решать проблемы. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, осуществлять заключения.
К. Ясперс предлагал различать предпосылки интеллекта, багаж знаний и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, утомляемость, механизмы, лежащие в основе двигательных явлений, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешивают с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Но в подобных случаях причина состоит в расстройстве некоторой строго определенной функции. О расстройстве же интеллекта в данном случае говорить невозможно.
Чрезвычайно трудно подсчитать все множество разнообразных критериев, которые используются для того, чтобы оценить человека в аспекте его интеллекта (умственных способностей). Существуют не просто большие или меньшие степени развития умственных способностей, а некое глубоко укорененное дерево, объединяющее в себе многочисленные и разнообразные способности.
Философы издавна ставили вопрос о том, существует ли способность к разнонаправленной реализации собственного потенциала вообще. Мыслители разных эпох называли способность к суждению рассудком. В Средние века шел спор о том, подчинена ли воля интеллекту или, наоборот, интеллект зависим от воли. Первую точку зрения развивал Ф. Аквинский, вторую – Д. Скот и У. Оккам. Современные психологи считают, что воля относится к области психического, а интеллект – к сфере духа. В связи с этим интеллект выше воли.
Следует различать интеллект (умственные способности) и ОГЛАВЛЕНИЕ нашего разума, совокупность нашего знания. Разумеется, наличие больших знаний само по себе, несомненно, указывает на наличие определенных способностей, выходящих за рамки одной только высокоразвитой способности к воспроизведению содержания памяти. Однако даже учитывая эту оговорку, мы отмечаем явную взаимную независимость простой способности к обучению и собственно интеллекта (способности к суждению). Человека можно научить массе сложнейших вещей, но не следует смешивать способность к обучению с интеллектом. Объем умственного богатства зависит не только от способности к обучению или интересов, но и от социальной среды.
Феноменология интеллекта (умственных способностей) отличается большим разнообразием. Некоторые люди быстро схватывают существо вопроса. Однако такая гибкость не является обозначением блестящих умственных способностей. Практическая смышленость и абстрактный интеллект – это не одно и то же. В клинической практике помимо способности к суждению принимается в расчет также спонтанность и наличие инициативы.
Понятие интеллекта в психологии неизбежно сочетается с понятием коэффициента умственного развития, который вычисляется по результатам специальных тестов. Современный специалист должен владеть искусством мышления, обладать искусством творчества, уметь строить общение.