Культура Древней Руси X-XIII вв.
Цементирующая основа всякой культуры - мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ее ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. К моменту крещения Руси христианская культура насчитывала не один век существования. Отсюда - огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей северного соседа.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в период становления, когда традиции античности и христианства синтезировали с духовной жизнью народов, входивших в состав обширной державы Рюриковичей. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие христианства произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.
Обращение к зрелому искусству XII-XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Суровый аскетизм, столь свойственный для культуры зрелой Византии, сменился в древнерусском искусстве гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать не лишенного наивности, оптимистического восприятия жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. Языческие традиции не могли исчезнуть в одночасье. Более того, они продолжали влиять на развитие культуры, особенно культуры низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства. Кроме того, важную роль в формировании искусства играли элементы культуры городской, народной - не христианской, но и не языческой.
Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. Каждая деталь иконы, каждый элемент храма имели для человека Древней Руси глубокий смысл. Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников.
В творениях древнерусских мастеров уловимо двойственное восприятие мира, дуализм земного и небесного. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее, небесное и земное не только иерархично, а и неразрывно. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Только для церковных нужд в XI -XII вв. Руси требовались тысячи книг почти тридцати наименований. Неудивительно, что книгописные мастерские появились во многих городах. Писцы работали в монастырях, княжеских и вечевых канцеляриях. Заказчиками книг выступали разные слои населения, далеко не всегда относящиеся к знати. Большинство уцелевших книг до XIV в. приходится на Новгород и его пригороды. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный - церковнославянский - язык.
Прямые и косвенные свидетельства позволяют говорить о распространении грамотности и среди простых людей, в первую очередь купцов и горожан. Например, берестяные грамоты - бесспорное тому доказательство. В руки археологов попали ученические "тетради" новгородских школьников и... любовное послание покинутой женщины.
О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити - надписи, нацарапанные на стенах церквей.
Образованность как большую добродетель поощряли и прославляли. "Велика бывает польза от учения книжного!", - восклицал летописец. Источники называют имена таких "книжников", как Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Уже в Древней Руси преимущественно при монастырях и церквах появились первые учебные заведения, где обучали грамоте и счету. Среди археологических находок нередко встречаются таблички для письма по воску и писала.
Образованность была свойственна и женщинам Древней Руси. Летописи сохранили немало примеров. Ефросинья Полоцкая, дочь князя Святослава Всеславича (принявшая постриг), открыла женское училище при монастыре и создала мастерскую по переписке книг. Покровительницей книжников была дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава. Внучка Владимира Мономаха Добродея-Зоя стала автором медицинского руководства "Мази", получившего распространение в Европе. В сочинение, написанное на греческом языке, вошли рекомендации из древнерусской медицины. Покровительствовала искусству Анна, дочь Ярослава Мудрого и жена французского короля. Она подписывала хартии "Anna Reina", тогда как ее муж, король Генрих, ставил вместо подписи крест.
Литература Древней Руси, несмотря на утраты, поражает своим богатством и разнообразием. Большой ее пласт представляет переводная литература. Уже в первые десятилетия после принятия христианства на Руси получили широкое распространение жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы (чаще всего в христианских переложениях). В Киеве в годы правления Ярослава Мудрого был создан книгописный центр, в котором переводили с греческого, латыни, древнееврейского и сирийского языков.
Уже в XI в. появилась оригинальная древнерусская литература. Так, будущий киевский митрополит Илларион написал "Слою о законе и благодати". В "Слове..." Илларион восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русь, но и всю Русскую землю, которая "ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли". Не только христианин Владимир, но и язычники - "старый Игорь" и "славный Святослав", прославляются им как мужественные воины, известные "в странах многах".
"Хождение..." игумена Даниила повествует о путешествии в "святую землю" Палестину, совершенном в 1106-1108 гг. Автор подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем всей Руси, от имени Русской земли он поставил свое "кандило" у "фоба Господня".
Агиографическая литература - житийные циклы - посвящена русским святым - Борису и Глебу, Антонию и Феодосию Печерским. Внимание древнерусских авторов к житиям русских, а не византийских святых было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.
Феодосий, игумен Киево-Печерской обители, обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, для которого "Житие Феодосия Печерского" стаю любимым чтением.
"Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Ее создатель - монах Нестор, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание - новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др.
Пользовались популярностью и наставления, среди которых особенно любопытно "Поучение Владимира Мономаха", появившееся, по мнению ряда исследователей, около 1117 г.
Вершина древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве..." (о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г.). Частный случай - выступление искавшего славы князя Игоря - под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси - в единстве действий ее правителей, которые должны "вступить в стремя за Русскую землю".
В церковной архитектуре заметно ощущаюсь влияние Византии. Отсюда Древняя Русь восприняла крестово-купольный тип храма. Первым таким храмом можно считать построенную в годы правления Владимира Святославича в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, так называемую Десятинную церковь.
Очень скоро церкви стати возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность. К подобным постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами, - главный храм Древнерусского государства.
Вскоре после создания Киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства, сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность более северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождаюсь их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании своего стольного города. Архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретаю свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине XII в. во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция получила в нем дальнейшее развитие: нарядный фасад украшен аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придавали зданию величавость и легкость. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая удивительной простотой и гармонией пропорций - церковь Покрова на Нерли.
Древние зодчие учитывали и окружающее пространство, и вкусы заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира рядом с Успенским собором и княжескими паттами, был собором дворцовым, призванным возвеличить княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает искусной белокаменной резьбой. По мнению некоторых исследователей, на его северном фасаде изображен сам Всеволод в окружении своих многочисленных сыновей.
Длительный и сложный путь проделаю изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции с изображением Христа в зените купола и Богоматери в центрачьной апсиде. Не случайно это мозаичное изображение получило название "Нерушимая Стена".
Первые иконы, появившиеся на Руси, были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении ее многовековой истории. Становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями связано с именем Алимпия. Он обучался у греческих мастеров, прибывших в Киев при князе Всеволоде Ярославиче. По легенде, последнюю икону, которую не смог дописать умирающий Алимпий, за него завершил ангел. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спаса нерукотворного (XII в.) и икону Ангела Златые власы.
Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой - сканью, зернью, эмалью.
Сословная неоднородность, свойственная обществу, проявлялась и в культуре. Наряду с высокой культурой части духовенства, светских феодалов и горожан, пронизанной христианскими ценностями, развивалась культура "низов". Эта народная культура причудливо сохранила и соединила элементы христианские и языческие. Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов.
Древнюю Русь земледельца и горожанина, труженика и защитника раскрывает устное народное творчество. Оно представлено былинами - эпическими сказаниями Древней Руси. К Киевской эпохе исследователи относят такие былины, как "Добрыня и Змей", "Алеша и Тугарин". Героический былинный эпос был своеобразным средством ритуально-символического осмысления народом прошлого и настоящего. В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.
Развитие культуры Древней Руси происходило в условиях тесной взаимосвязи со странами Европы и Азии. Общерусская культура не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы Запада и Востока, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов других стран.