Культура барокко
Культура барокко возникла и развивалась в XVI-XVIII вв. Барокко (от итал. - "странный", "причудливый") - основное стилевое направление в художественной культуре Европы, сочетающее торжественность, пышность, композиционное разнообразие и динамичность форм. Барокко получило распространение преимущественно в католических странах. Этот стиль стремился непосредственно воздействовать на чувства зрителей, ему присущи фантастичность, фееричность и карнавальность наряду с интеллектуальностью и эмоциональностью. Человек в искусстве барокко - многоплановая личность со сложным миром переживаний. Распространенными темами барокко являются физические и нравственные страдания человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые герои и персонажи - экзальтированные мученики, погибающие герои, разочарованные люди. Если Возрождение восхищается человеком и его бытием, то барокко - сомневается в ценности жизни. Центром развития барокко в XVI-XVII вв. стал Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а также натюрморт и пейзаж становятся основными видами и жанрами барокко.
Культура Нового времени
Культура Нового времени охватывает три столетия: XVII, XVIII, XIX вв. Несмотря на единый базис этой культуры, каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII в. - эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII в. - век Просвещения, XIX в. - век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.
Можно обозначить следующие черты культуры Нового времени:
o ангропоцентричный характер: внимание к внутренней душевной жизни человека, способного к рациональному постижению смысла бытия; гуманизм; свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры;
o инновационный (нововведенческий) характер: изменение привычного образа жизни и образа мысли;
o формирование цивилизации техногенного типа: быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
o полицентризм властей: разделение политической (государство) и духовной (церковь) власти: духовная, интеллектуальная свобода человека, появление демократических тенденций;
o высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) культура представлена еще стилем барокко и классицизма. Классицизм (от лат. classicus - "образованный") - направление в художественной культуре
XVII - начала XIX в., обратившееся к эталонам древнегреческой классики, культивирующее строгость, прямолинейность, гармоничность, упорядоченность. Эстетика классицизма основана на принципе "облагороженной природы", на стремлении к идеализации действительности. Герой в культуре классицизма исполняет долг перед государством, подчиняет свои личные страсти разуму. Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой - находит свое воплощение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор. К этому стилю относятся большинство садово-парковых ансамблей Западной Европы (например, Версаль).
С другой стороны, в западноевропейском искусстве XVIII в. появилось множество локальных направлений. Так, во Франции зародился новый стиль - рококо (от фр. rocail - "раковина"), который отразил вкус аристократии, символизируя пресыщенность и меланхолию. Определяющие черты стиля: стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства, скульптура и живопись отличаются утонченностью, грациозностью. Сентиментализм (от фр. sentiment - "чувство") - течение в европейской литературе и искусстве конца XVIII в., которое провозглашало культ естественного чувства природы, ему были свойственны чувственность, чрезмерная нежность в выражениях, сострадательность.
Культура XIX в. по праву считается веком классики. Исторический облик XIX в. определили такие факторы, как демократия, экспериментальная наука и индустриализация, рационализм, антропоцентризм.
В конце XVIII - начале XIX вв. На культурную сцену Европы вышел романтизм - идейно-художественное направление в европейской культуре, связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существа и жизни. Романтизм символизировал тенденцию к необычному и экстремальному, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Романтизм интересовало все, кроме усредненности. Особенностями романтической литературы стали воспевание красоты, культ героических личностей, тема смерти, мистические мотивы. В центре внимания романтиков - проблема личности. Именно через познание себя можно познать мир.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась приходом реализма. Реализм - идейно-художественное направление культуры, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии с учетом наиболее существенных и типических черт. Реализм противопоставлен романтизму, это символ уравновешенного, спокойного, критического взгляда на жизнь и место человека в ней. Произведения реалистов отличаются наличием широкого спектра проблем общественной жизни, а также тщательным изучением обстоятельств жизни героев. Наиболее полно эти черты отражены в социальном романе. Выступая как ведущий метод, прежде всего в литературе и живописи, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических, "технических" видах искусства - театре, балете, кино, фотоискусстве.
С конца 1850-х гг. искусство Европы вступает в эпоху декаданса (упадка). Этот термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре, отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Данные тенденции проявились в таком направлении, как импрессионизм.
Импрессионизм (от фр. от impression - "впечатление"), характеризующийся стремлением запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, сформировался во Франции в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. Темой и сюжетом импрессионистского произведения служило одно только непосредственное впечатление от увиденного. Импрессионизм стал новым художественным видением мира.
Постимпрессионизм возник в концеХ1Х в. как реакция на импрессионизм. Он наделен следующими отличительными чертами: особое внимание к форме, декоративная стимуляция; символика в использовании цвета; новые приемы построения пространства и объема. Представители этого направления - художники Винсент Ван Гот, Поль Гоген отобразили субъективное, мистическое восприятие действительности, выявили диссонансы города. Натурализм (от лат. natura - "природа") - идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX в., для которого было характерно повышенное внимание к среде обитания людей, к ее влиянию на человека. По мнению натуралистов, художник должен изображать мир без прикрас, подчиняясь лишь правде позитивной, экспериментальной науки. Главные признаки натурализма - фотографичность и деэстетизация художественной формы.