Лекция 4. КУЛЬТУРА
Социология культуры - область знания, охватывающая широкий диапазон исследований, где культура представлена через призму социальных закономерностей се развития и функционирования, где описываются формы проявления этих закономерностей в динамике создания, сохранения и трансляции культурных ценностей.
Глубокий исследователь культуры Альфред Вебер (1868- 1958) считал, что социологу не следует касаться проблем смысла и сущности культуры, и иные специалисты должны заниматься выявлением специфического "ядра" конкретной культуры. Он писал:
"Для него важно второе, "совершенно противоположное, а именно движение на поверхности", которое это "ядро" создает в своей борьбе с внешним жизненным материалом. В этом движении на поверхности социолог должен констатировать типическое и повторяющееся... распад сторон и форм выражений, типичную периодичность, характер и форму стадий, следовательно, "ритм движения культуры"... В своем анализе он должен всегда задаваться вопросом, в какой степени констатируемая типика связана с развитием материального и интеллектуально-цивилизационного слоев, окружающих душевное "ядро", с общественным процессом и процессом цивилизации... Затем он может попытаться... проникнуть глубже и задать вопрос о подлинной судьбе "душевного ядра" в этом движении... Может рассмотреть содержательные "повороты", в которых оно "борется" со своей "судьбой", предопределенной ему в общественном процессе и процессе цивилизации.
Социолог может, пожалуй, пролить свет на то, как в этой борьбе и этих "поворотах" появляются великие люди, возникают великие "эпохи", течения культуры и течения, идущие в противоположном направлении, становятся отчетливыми великие вещные линии истории культуры. Быть может!
Социологу следует по крайней мере сделать такую попытку. Этим он наполнит формальную социологическую поверхностную типику движения культуры социологически объясненным вещным ОГЛАВЛЕНИЕм и одновременно проложит мост к толкованию содержания и понимающему схватыванию сущности культуры... Он может таким образом по-своему создать для их понимающего схватывания среду, создать социологическую решетку и чаши, в которых будут лежать золотые шары истории культуры; в них они могут быть лучше увидены и, быть может, в своей сущности легче поняты, чем посредством "вчувствования" в них "в пустом пространстве". Этим он уже почти выйдет за пределы чисто социологического исследования. Однако, если он достигнет этого, он в свою очередь поможет нам найти то, к чему мы главным образом стремимся в познающем понимании культур: их душевное возрождение в нас".
Если вдуматься в это определение рамок социологии культуры, то обнаруживается, что рамок по большому счету как раз и нет. Отважимся высказать утверждение, что, по сути, вся социология занимается культурой, расставляя, разумеется, свои акценты. Ибо и социальные институты, и социальные структуры, и социальная динамика, и социальные технологии, как и многое другое в жизни общества, суть причина и результат "второй природы" человека, то есть культуры.
Симптоматично, что в некоторых социологических словарях даже отсутствует специальная статья "социология культуры". Зато есть такие статьи, как "социология искусства", "социология массовых коммуникаций", "социология музыки и танца", "социология науки", "социология образования", "социология религии", "социология права", "социология промышленности", "социология семьи", "социология личности". Но разве все эти области социологического знания не описывают разные части и формы культуры? И даже там, где речь ведется как будто бы о сугубо социальных аспектах - структурах, организациях, - кому бы это знание пригодилось, если б оно не наполнялось именно культурным ОГЛАВЛЕНИЕм.
То есть культура - это ОГЛАВЛЕНИЕ социальной жизни и это механизм, регулирующий социальное общежитие.
Широта охвата предмета социологии культуры имеет следствием то, что в разных учебниках - и там, где они носят название "Социология культуры", и там, где выделены специальные разделы по социологии культуры в общей социологии, - перечень тем сильно варьируется. В одних случаях эта тематика и фокус исследования практически совпадают с социально-культурологическим подходом. В других случаях авторы вычленяют из общего поля культуры теоретический ракурс (в частности, концепции культуры) и вопрос о ее динамике, дополняя текст описанием компонентов культуры, а феноменологию культуры - религию, образование, экономику - рассматривают через призму функционирования социальных институтов. В третьих случаях имеет место субъективная, авторская выборка проблем поля социокультурных исследований.
Такое разнообразие представленности текстов о культуре в разных социологических изданиях - не свидетельство авторской слабости и не показатель неоформленности поля социологических подходов к культуре. Это свидетельство переплетенности, а часто и сплавленности социального и культурного процессов, когда их разведение становится возможным только на уровне искусственной конструкции. И такое конструирование, естественно, дело рук, ума, целевой установки, принадлежности к определенной научной школе самого автора.
Кроме того, подчеркнем очевидное. Понятие культуры, даже если исключить из него обыденный, повседневный, оценочный (культурный - некультурный) смысл, само по себе обладает широким диапазоном значений, которые формировались на протяжении сотен лет. "Культура" принадлежит к числу таких понятий, которые всегда "на слуху", к ним обращаются по разным поводам, их используют в самом широком диапазоне значений, и все же в них сохраняется некоторая недосказанность. Применявшееся первоначально к сельскому хозяйству понятие культуры постепенно обрастало множеством значений, обогащалось, усложнялось, и сегодня культура - это не только "высокое", не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии - как инженерные, так и социального взаимодействия, и ценности, и многое другое, что описывается в многочисленных трудах.
Давайте же посмотрим, что обозначается понятием "культура", иначе говоря, рассмотрим концепты культуры.