"Культивирование" информационного поля

"Кто такой автор? – размышляет популярный российский публицист Дмитрий Соколов-Митрич. – Автор – это всего лишь рабочая сила. Конечно, главное звено в этой связке – читатель. Как себя с ним вести? Как- угодно, главное – чтобы непредсказуемо. Провокационный текст, сбивающий с толку и полностью меняющий представление о вещах, может понравиться читателю больше, чем соответствующий его картине мира. Это, конечно, не значит, что надо что-то придумывать. В любой теме можно найти какое-то новое зерно, надо только поглубже покопать"[1].

Можно ли сказать, что об информационном поле можно рассуждать лишь тогда, когда возникает взаимное "притяжение" или "отталкивание" автора и его читателя или телезрителя? Наверное, да. Поскольку равнодушное отношение к тексту, не говоря уже о том случае, когда он вообще не заинтересовал, исключает саму суть анализа. Но можно ли систематизировать массмедийные тексты, в которых эта информационная ситуация ярко выражена?

Для примера мы проанализируем составляющие информационного поля конкретного СМИ – регионального выпуска газеты "Комсомольская правда – Урал".

Итак, безусловный лидер – криминальная хроника и чрезвычайные происшествия. Далее но рейтингу читательских пристрастий – материалы, посвященные жизни известных людей – почти 53% аудитории не оставляют без внимания эти публикации.

"К ним в “Комсомолке”, – подчеркивает один из соавторов нашего исследования Александра Кучук, работавшая тогда в этой газете, – особый подход. Просто большой рассказ о жизни, рассуждения и философия не котируются – считается, что это читателю не интересно. Хороших информационных поводов (заявлений, презентаций, премьер, интервью по теме и т.п.) сам такой человек дает редко, а запросы аудитории нужно выполнять. Если известный человек сам не хочет или не может создать ситуацию, подходящую для нашей газеты, журналисты вполне могут сами ее смоделировать. Например, вокруг личности-звезды вращается много “людей-планеток”.

Нам не хочется обсуждать все “разводы-ссоры-свадьбы” и тому подобные сомнительные внедрения в личную жизнь известных людей, основанные па слухах и сплетнях – хоть они и вызывают огромный интерес читателей. Существуют “фирменные” подходы к “раскрутке” известных политиков или звезд. Например, очень много места “Комсомолка” уделяет фигуре Владимира Путина – именно как человека. Уже обсудили в деталях все: его “питерское” прошлое, личную жизнь, поездки, культивирование его личности в народе. Казалось бы, обсуждать уже нечего, но газета находит новый поворот – она ищет людей, работающих в сфере обслуживания президента. Героями материалов становятся кремлевские повара, швеи, врачи, массажисты, фотографы – простые люди из окружения “великого человека”. Λ так как эти люди живут при Кремле годами, они много рассказывают и о других политиках – Ельцине, Горбачеве, Брежневе. Подобные герои бывают интересны и сами по себе, но главное, почему они попали в “Комсомолку” – этот прием у нас называется близость к “звездам”".

К слову, еще одна разновидность "фирменной" подачи "Комсомолкой" известных людей – это публикация их мнения по актуальным вопросам. Время от времени для повышения квалификации журналисты региональных вкладок ездят на стажировку в Москву – "на этаж". Вот, к примеру, советы относительно публикаций об известных людях, которые представила нам девушка, прошедшая там стажировку:

• если пишете о местах общественного питания города или области (где, как и за сколько обычный человек может покушать), обязательно сделайте доверсткой (небольшая интересная информация "в тему", дополняющая основной текст) – кто из известных людей где питается, сколько это стоит;

• если материал о дне отказа от курения – выясните, кто из известных людей в городе "смолит", кто нет;

• известная личность может стать героем "полезного" материала, высказав "авторитетное" мнение по интересующему вопросу. Но это уже скорее относится к новым формам подачи материалов.

На третьем месте по рейтингу популярности читателей "КП" стоит тема "Необычные судьбы обычных людей" – потребителями подобной информации является почти 47% читателей газеты. Вот здесь мы уже можем говорить не о смоделированной журналистом, а созданной жизнью нестандартной ситуации.

Ситуация (от позднелат. situatio – положение) – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. В какую же нестандартную ситуацию должен сегодня попасть человек, чтобы стать героем "Комсомолки"?

Она может быть экстремальной – когда человек попадает в условия, резко отличающиеся от нормального, спокойного течения жизни. Война – сколько судеб она изменила, сколько дала поводов для проявления настоящего героизма... Не важно, о ком материал: командире, сумевшем вывести своих бойцов из окружения, маленьком мальчике, взрослеющем под обстрелами – всех этих людей объединяет ситуация войны.

Люди некоторых профессий периодически вынуждены бороться за свою жизнь и жизнь других людей: милиционеры, пожарные, шахтеры, спасатели, пилоты, путешественники, стюардессы. Их поведение в экстремальных ситуациях часто становится поводом для написания материала. Читатели, утомленные повседневными проблемами, с удовольствием читают о тех, чья жизнь постоянно связана с риском.

Болезни, травмы, физические недостатки – это тоже экстремальные ситуации. Если человек с такими проблемами сумел не только выжить, но и развиваться дальше как интересная сильная личность, он имеет полное право появиться на страницах "КП". К тому же в правилах газеты устроить акцию помощи человеку – если, конечно, он в ней нуждается.

Отдельно можно взять людей, попавших в экстремальную ситуацию благодаря случайности, но сумевших достойно выйти из нее. Читателю интересен их опыт. Часто несчастные случаи бывают криминального характера. "Комсомолка" рассказывает о таких людях и ситуациях также с точки зрения полезности: с обязательными дополнительными советами специалистов по данному вопросу, психологов или медиков-практиков.

Большой интерес у читателей "КП" вызывают различные житейские истории – в них расписано много разнообразных нестандартных ситуаций. Житейская история сейчас – это отдельный, популярный не только в России, но и за рубежом жанр. Его, например, можно встретить практически в каждом номере широко известного в мире журнала для семейного чтения "Ридерз дайджест".

Повествование в жанре житейской истории сегодня стремится ответить на самые разные вопросы человеческого бытия, черпая свои сюжеты из многих сфер общественной жизни. В современных житейских историях нет жесткого указания на то, что хорошо, а что плохо – это должен решать сам читатель. Исчезла нравственно-поучительная часть материалов, в том числе "героических". Кроме того, из них исчезла третья, пожалуй, самая значимая в советские времена составляющая – "постижение действительности".

Анатолий Аграновский в свое время выделял три уровня постижения жизненного материала:

• простой – "что";

• более сложный – "как";

• самый сложный – "почему".

В материалах о простых людях почти не осталось анализа, этого самого "почему". Житейские истории только описывают некие ситуации из жизни людей, их поступки, различные коллизии, облекая эти описания в форму литературного рассказа. Нередко житейские истории выступают и в форме обычного читательского письма в редакцию, и в форме журналистской зарисовки, очерка.

Отдельным интересом пользуются тексты о странных (лишних) людях. Нестандартность самого человека может проявляться на двух уровнях: необычность на "внешнем", физиологическом уровне и на "внутреннем", психологическом. На физиологическом уровне – это, например, человек с синим оттенком кожи – в свое время он "полечился" советским препаратом и в итоге изменилась пигментация всего тела, или человек, на шее которого врачи обнаружили нечто похожее на жабры. Оба эти случая наша газета описала довольно подробно.

Героев публикаций, объединенных темой "странные, (лишние) люди", можно так же назвать словом "чудаки". Они бывают разные, "чудачество" проявляется в различных сферах жизнедеятельности людей. Объединяет всех их то, что в представлении общества, по крайней мере его большинства (в данном случаем можно говорить прежде всего об авторах и читателях "КН"), их действия выходят за рамки общепринятых норм. Это не преступники, они не нарушают законодательство Российской Федерации. Их нестандартность проявляется в другом – выборе жизненной позиции, необычных интересах, увлечениях, хобби и т.п.

"В силу сложившейся индивидуальной ситуации происходит противопоставление их и общества, выход за рамки того, что принято называть “нормой” и “стандартом”, – продолжает Александра Кучук, – потому-то эти люди и становятся “лишними”. Если акцентуация направлена в положительную сторону, такие люди бывают не только интересны, но и полезны обществу. Более того, в каком-то смысле об их странностях можно говорить как о героизме. Если в тяжелых экономических условиях семидесятипятилетний пожилой человек-атеист, о котором я недавно писала очерк, начинает восстанавливать церковь в своем селе, и при этом он боится высоты – это ли не героизм? То, что он делает, имеет общественное значение на фоне повсеместного восстановления православной культуры и традиций. Но он об этом не думает – дедушка-то атеист..."

Внутренний мир человека искусства простому человеку, рядовому обывателю, недоступен. Если этот человек добился признания еще в молодые годы, этот внутренний мир вдвойне интересен. Поэтому журналистам интересен прежде всего процесс формирования, а не внутренние смыслы, которые чаще всего пытаются выявить и описать литераторы.

Итак, мы можем сделать вывод, что перед журналистами региональной вкладки "Комсомольской правды", как правило, ставятся свои, совершенно конкретные задачи. Она, по задумке центральной редакции, в первую очередь, как и любое другое местное приложение к газете, должна быть чем-то вроде справочника по выживанию в конкретной местности – в данном случае в той или иной конкретной республике или области. "КП-Москва" – самое "продвинутое", по все же несколько отличающееся от прочих вкладок приложение, даже разработало свой слоган: "Сенсационность, прикольность, полезность". По содержанию он подходит к любой другой вкладке. Но, к примеру, Уральскому (да и многим другим приложениям) стоило бы поставить на первое место именно "полезность".

Один из постулатов, на которых строится работа региональной вкладки "КП-Урал", – это постоянные рубрики. Постоянные рубрики должны быть легко распознаваемыми и содержать регулярно публикуемые материалы. Они воспитывают в читателе верность газете. Хорошая рубрика может оставаться на газетных страницах долгие годы, не теряя при этом популярности и завоевывая симпатии новых читателей (например, таковой была рубрика "Окно в природу", материалы под которой систематически появлялись почти до самого дня смерти ее постоянного автора – В. М. Пескова).

Для встречи с известными людьми у журналистов региональных вкладок, в частности в Екатеринбурге, существуют свои рубрики.