Те, кто рядом: самые важные люди

Наиболее значимые события в жизни маленького человека связаны с его родными и близкими. Поэтому в самом начале оптимальным вариантом будет создание именно книжки-альбома с фотографиями членов семьи. И пусть здесь будут фотографии папы и мамы, дедушки и бабушки (если ребенок достаточно часто их видит и может узнать на фотографии), братика, сестренки, няни (если она есть) и даже любимого кота или собаки. Ведь это для взрослых кошка или собака — в первую очередь домашние животные, а дети часто воспринимают своих любимцев как членов семьи.

Лучше всего для начала использовать портретные фотографии отдельно каждого из близких, не имеющие какого-либо сложного сюжетного или композиционного решения (например, мама сидит в любимом кресле, папа — за столом). Рядом нужно поместить фотографию самого ребенка. Если вы уже имеете опыт совместного рассматривания фотографий и знаете, что малыш узнает себя на них без труда, то можно поместить его отдельную фотографию. В ином случае будет лучше использовать фотографию, на которой ребенок снят вместе с кем-то из близких (например, он сидит на руках у папы) — так ему будет проще узнать себя.

Начинать создание такой книжки-альбома следует с одной или двух фотографий (папы и мамы) и постепенно увеличивать ее объем за счет добавления фотографий других членов семьи. Однако, как бы ни была мала вначале эта фото-книжка, у нее, как у настоящей книги, должна быть красочно оформленная обложка (с названием, фотографией или рисунком), которая позволит ребенку отличать одну книжку от другой. На каждой странице обязательно отведите место для подписей к фотографиям.

Рассматривая вместе с малышом такую книжку-альбом и называя запечатленных па фотографии людей, вы поможете ему научиться узнавать их по изображению, а потом и отвечать на простые вопросы: "Где тут мама (папа, бабушка и т.д.)? А это кто?" По мере знакомства с книжками, при условии, что такое совместное времяпрепровождение будет доставлять ребенку удовольствие, его активность увеличится, и он сам начнет показывать пальчиком и называть изображенных на фотографии людей (без просьбы с вашей стороны), пытаться что-то спросить или рассказать. Постепенно текст рассказа нужно усложнять, вводя новые подробности, называя те действия, которые выполняет человек, изображенный на фотографии, обращая внимание ребенка на одежду, цвет волос и глаз, выражение лица и т.д.

Следующим шагом могут стать отдельные книжки-альбомы о каждом члене семьи. Наполнение их должно варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его интересов и той задачи, которую ставит перед собой взрослый. Так, например, создавая отдельную книжку "Про маму", можно обратиться к различным действиям, знакомым и попятным малышу (мама готовит обед, моет посуду, собирает осенние листья и т.д.), а можно темой обсуждения сделать то, что мама любит, а что не любит.

"Приручение" пространства

Очень важной задачей в развитии ребенка является освоение им своего жизненного пространства. Под жизненным пространством в контексте данной главы мы подразумеваем, прежде всего, то реальное, физическое пространство, в котором проходит жизнь малыша — дом (квартиру), дачу, двор (площадку). К категории жизненного пространства можно отнести еще и мир вещей, но не просто вещей как таковых, а вещей, которые значимы для ребенка, любимы им, чем-то привлекают его внимание. Любимые вещи, запахи, звуки (жаль, что запахи и звуки с помощью фотографий не передашь!) играют очень большую роль в формировании чувства дома. Ведь дом — это не комнаты и степы как таковые. Дом становится настоящим Домом именно благодаря каким-то любимым мелочам, и для ребенка эти мелочи важны не меньше, чем для взрослого.

Любимые игрушки (самый-самый любимый мишка, с которым так хорошо и уютно засыпать, которого всегда возьмут на прогулку и даже в гости к маминой подруге, ведь ему тоже интересно сходить в гости), любимая одежда, любимая тарелка (или просто — "моя собственная, личная тарелка"), любимое дерево и даже любимое сиденье на карусели — все это насыщает изначально "безразличное" физическое пространство особым эмоциональным смыслом, помогает обживать его, делать по-настоящему своим. А "мое пространство" — это пространство, расположенное ко мне, пространство доброжелательное, пристрастное. И чем больше малыш будет чувствовать эту доброжелательность, чем более уютным, знакомым и спокойным будет для него мир его комнаты и квартиры в целом, мир дачного дома и участка, городского двора или площадки, тем меньше будет у него страхов и тем больше будет исследовательского интереса, желания пробовать, рисковать, активно идти на контакт с окружающим миром.

Для фотоальбома "Моя комната" нужны фотографии любимых вещей, детальное запечатление комнаты, где ребенок проводит большую часть времени, где стоит его кроватка, лежат его книжки, игрушки. Тогда, рассматривая фотографии, с малышом можно поговорить о том, что обычно делается в этом месте: вот кроватка — здесь Петя спит, а вот тут полка с игрушками — здесь живут Чебурашка и Винни-Пух, зайка и кукла (в этом случае на фотографии должны быть хорошо видны любимые игрушки) и т.д. А это любимое Петино кресло — вечером, когда пора спать, мама садится в него, включает вот эту лампу и начинает рассказывать сказку.

Таким же образом можно сделать книжки-альбомы, посвященные и другим помещениям: и в кухне, и в ванной комнате, и даже в прихожей есть столько интересных и замечательных мест, с которыми могут быть связаны приятные впечатления! А затем можно начать "осваивать" детскую площадку, где вы обычно гуляете, и весь двор в целом.