Заключение

Аристотель (384—322 до н.э.), создавая логику и решая одновременно другие научные проблемы, пытался ответить на вопрос о месте и роли правильного мышления в системе ценностей человеческого бытия. Он говорил, например, что знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почетно, по это дело счастья. Слава желательна, но не постоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, по легко разрушаемо. Сила завидна, по она уходит со старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас, и две вещи лучшие в человеческой природе — разум и речь.

Именно через эти "вещи" мы стремимся установить истину, возвыситься до нее как высшей цели пашей познавательной деятельности. Весь вопрос заключается в том, как наиболее рационально это сделать. "Искать истину, -говорил Аристотель, — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заменить. Но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина".

Овладение логикой — это один из путей более полного раскрытия интеллектуальных возможностей человека. Наряду с другими науками логика образует структуру правильного мышления, развивает способность рассуждать о единичном факте с высоты общей культуры, формирует умения и навыки корректного анализа и обобщения, дисциплинирует процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, нормативно ориентирует на четкость, ясность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность выражения мысли.

При этом у логики свое место и роль в формировании общей культуры человека. В отличие, например, от литературы, искусства, веры, где кому-то могут нравиться или не нравиться Шопен, Ренуар, иудаизм и т.н., в логике такая ситуация принципиально невозможна и недопустима.

Разумный, адекватный человек не может не принимать законы и принципы рассудочной деятельности, зафиксированные в нормативных правилах мышления. В противном случае его перестанут понимать другие люди и, в первую очередь, он перестанет понимать самого себя.

Логика позволяет преодолевать узость видения конкретной ситуации, поднимает понимание происходящего на высоту панорамного обозрения событий и фиксирует реальность в соответствующих формах мышления, одновременно наполняет речь необходимым ОГЛАВЛЕНИЕм. В совокупности с философией, этикой, риторикой, психологией логика обеспечивает мудрость и интеллектуальное изящество суждений, придает блеск манерам обхождения. Как отмечал Гегель (1770—1831), речь — удивительное средство, но надо иметь много ума, чтобы пользоваться им.

В этом плане логика успешно выполняет снос предназначение. Не зря говорят, что речь дана всем, а ум — удел немногих. Паука о мышлении позволяет не только приобрести новые знания, но и устроить ум. Как поучительно высказывались древние мудрецы, "ум хорошо устроенный лучше, чем ум хорошо наполненный". Хорошо устроенный ум — это бесценный дар человека. Только благодаря этому мы входим в мир культуры, осознаем свою индивидуальную неповторимость, получаем удовлетворение и радость от постижения истины, успешно осуществляем функции управления. Но все эти блага предоставляет человеку именно логически правильное мышление, свободное от ошибок, заблуждений и лжи.

В нашем подчас хаотичном мышлении, подверженном влиянию ассоциаций, стрессов, непониманию происходящего, логика выполняет роль своеобразных вех, "реперных точек", которые, подобно маякам, направляют мысль, не дают ей сбиться с правильного пути. Логика дает необходимый инструментарий для разумной организации управленческой деятельности во всех областях общественной жизни.