Крупногабаритные и тяжеловесные грузы
Если размеры или вес неделимого грузового места таковы, что для его транспортировки, погрузки или выгрузки требуется особая технология и (или) оборудование, то такие грузы относят к КТГ — крупногабаритным или тяжеловесным (outsized/'overweight cargo). К числу наиболее распространенных грузов класса КТГ относятся тяжелая дорожно-строительная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, буровые установки, тяжелые станки, трубопрокатные станы, бетонные заводы, котельное оборудование, генераторы, трансформаторы, емкости для химической и нефтеперерабатывающей промышленности и т.п.
Трактовка понятий "крупногабаритный груз" и "тяжеловесный груз" на разных видах транспорта различна (табл. 4.3). В зависимости от степени превышения принятых на каждом виде транспорта стандартных габаритных и весовых ограничений организация доставки КТГ может потребовать либо относительно простых технологических решений (разработка специальной тары, особое размещение и крепление груза, использование специализированного транспортного средства), либо разработки комплексного проекта доставки КТГ.
Таблица 4.3. Определения понятий "крупногабаритный груз" и "тяжеловесный груз" на различных видах транспорта (Российская Федерация)
| 
 Вид транспорта  | 
 Крупногабаритный груз  | 
 Тяжеловесный груз  | 
| 
 Железнодорожный  | 
 Груз считается негабаритным, если при размещении на открытом подвижном составе он превышает установленный габарит погрузки  | 
 Груз единичной массой более 60 т  | 
| 
 Морской  | 
 Габаритные ограничения связаны с характеристиками используемого в конкретном случае судна, в частности с размерами его грузовых люков  | 
 Грузовые места массой от 35 до 100 т относятся к тяжеловесным, а массой более 100 т — к уникальным тяжеловесным грузам  | 
| 
 Внутренний водный  | 
 Крупногабаритными считаются грузы с размерами более 3x2,6x2,1 м  | 
 Тяжеловесными считаются грузы единичной массой свыше 1 т  | 
| 
 Автомобильный  | 
 Если любой из габаритов автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленное значение, груз считается крупногабаритным  | 
 Если полная масса или осевая нагрузка автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленные значения, груз считается тяжеловесным  | 
| 
 Воздушный  | 
 Размеры грузового места превышают габаритные размеры загрузочных люков и грузовых отсеков пассажирских воздушных судов  | 
 Масса одного грузового места превышает 80 кг  | 
Перевозка КТГ в большинстве случаев выполняется с применением различных видов транспорта (рис. 4.4).
В случае проектной перевозки КТГ компания-оператор обычно предлагает клиенту весь комплекс логистических услуг, обеспечивающий доставку "от двери до двери". Такой комплекс включает общее планирование перевозки, выбор необходимого подвижного состава и средств погрузки-выгрузки, разработку схем погрузки и крепления КТГ, изучение маршрута и разработку проекта перевозки, получение всех необходимых разрешений и согласований, организацию необходимых инженерно-технических мероприятий на маршруте (усиление мостов, расширение участков дорог, подъем проводов, демонтаж дорожных знаков, сооружение специальных причалов и т.п.). Оператор обеспечивает также подачу транспортных средств под погрузку, контроль погрузки и крепления, а также сопровождение КТГ на всем пути следования.

Рис. 4.4. Перевозка крупногабаритного тяжеловесного груза:
автомобильный многоосный транспортер, па котором перевозится КТГ, размещается на борту речного судна
Опасные грузы
Опасные грузы (dangerous goods, hazardous cargo) — это любые вещества, материалы, изделия или отходы, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Доля опасных грузов в мировом грузообороте в настоящее время достигает, согласно данным ООН, почти 50%. В основном это нефть и продукты ее переработки. К опасным грузам относятся также взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактивные и другие вещества. Ужесточение экологических требований и появление на рынке все новых веществ, обладающих опасными свойствами, влечет за собой постоянное расширение номенклатуры опасных грузов.
Проблема обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов носит глобальный характер и решается на международном уровне. Нормативные правовые акты, регламентирующие перевозки опасных грузов, разрабатываются исходя из принципов международного одобрения соответствующих норм, их гармонизации с действующими международными соглашениями, экономической целесообразности устанавливаемых требований, нейтральности в отношении участников рынка, а также возможности применения на различных видах транспорта.
Методической основой для разработки соответствующих международных соглашений и национальных нормативных правовых актов является так называемая Оранжевая книга ООН — сборник типовых правил перевозки опасных грузов, разработанный Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета ООН. Этот документ устанавливает классификацию опасных грузов и их перечень, общие положения по обеспечению безопасности, требования к подготовке персонала и ряд других положений.
Нормы "Оранжевой книги" применительно к отдельным видам транспорта конкретизируются в соответствующих международных соглашениях и в национальном законодательстве. Так, правила международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом устанавливаются Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов — ДОПОГ/АЭК (Женева, 30 сентября 1957 г.); автомобильные перевозки опасных грузов внутри России регламентируются соответствующими правилами, утверждаемыми Министерством транспорта РФ.
Все опасные вещества, подпадающие под действие правил ООН, относятся к одному из девяти классов в зависимости от вида опасности. Некоторые из этих классов подразделяются, в свою очередь, на подклассы (табл. 4.4). Каждое из веществ, относящихся к категории опасных грузов, имеет единое международное название и уникальный четырехзначный номер.
Таблица 4.4. Классы опасных грузов в соответствии с типовыми правилами ООН
| 
 Класс  | 
 Опасные грузы  | 
| 
 1  | 
 Взрывчатые вещества и изделия  | 
| 
 2  | 
 Газы  | 
| 
 3  | 
 Легковоспламеняющиеся жидкости  | 
| 
 4  | 
 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества, твердые взрывчатые вещества 4.2. Вещества, способные к самовозгоранию 4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой  | 
| 
 5  | 
 5.1. Окисляющие вещества 5.2. Органические пероксиды  | 
| 
 6  | 
 6.1. Токсичные вещества 6.2. Инфекционные вещества  | 
| 
 7  | 
 Радиоактивные материалы  | 
| 
 8  | 
 Коррозионные вещества  | 
| 
 9  | 
 Прочие опасные вещества и изделия  | 
Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена обязательная их маркировка с указанием классов опасности и включение соответствующей информации в транспортные документы. Это делается для того, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут так или иначе иметь дело с опасными грузами, были уведомлены об их потенциальной опасности. Установленные на автомобилях, железнодорожных вагонах и контейнерах, в которых перевозятся опасные грузы, специальные знаки опасности в случае аварии позволяют сотрудникам аварийно-спасательных служб, обученным использованию кодированной информации, быстро и с большого расстояния определить виды и степень опасности груза и принять необходимые меры (рис. 4.5).
Перевозки опасных грузов являются специфическим видом транспортной деятельности. Их осуществление предполагает использование специально оборудованных транспортных средств, а также знание персоналом компании-оператора классификации опасных грузов, мер предосторожности при их хранении, погрузке и выгрузке, перевозке, требований к маркировке грузов, правил поведения при авариях и происшествиях. В развитых странах перевозки опасных грузов требуют получения специальной лицензии.

Рис. 4.5. Знаки опасности на автоцистерне, перевозящей опасный груз:
спереди и сзади автотранспортного средства устанавливаются таблички оранжевого цвета с указанием идентификационного номера опасности (33 — весьма легковоспламеняющаяся жидкость с температурой вспышки ниже 21 °С) и номера опасного вещества по классификации ООН (1203 — бензин). На цистерну, которая является внешней тарой, наносятся знаки опасности, соответствующие классу опасного груза (класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости), которые должны быть видны при любом транспортном положении цистерны