Круг явлений, изучаемых психологией
В связи с тем что психология, как и любая другая наука, имеет дело с теоретическим осмыслением действительности, встает вопрос: какие явления считать областью компетенции психологии, а какие исключить из се проблемного поля? Безусловно, по самому своему определению психология должна заниматься психическими явлениями. А какие явления можно отнести к разряду психических? Ответ на эти вопросы не гак очевиден, как кажется. Даже один из основоположников научной психологии американский философ и психолог Вильям Джеймс в первых строках своего классического труда "Принципы психологии" (1890) дал определение, включающее понятие психического как само собой разумеющееся: "...психология – это наука о психической жизни".
Изначально термин "психология" появился как составной (от греч. psyche – душа и logos – слово, учение) по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть обозначает объект науки, а другая –способ его постижения. Термин "психология" был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги "Рациональная психология" X. Вольфа. Скорее всего, авторы вкладывали в название новой науки исключительно метафорический смысл, и обозначаемая им наука не планировала стать душеведением, т.е. посягать на вотчину, традиционно принадлежащую церкви. Подобное видение подтверждает альтернативное название "пневматология" (от греч. pneuma – дыхание, дуновение, воспринимавшихся как популярная аллегория души), которое было предложено Г. В. Лейбницем в этот же период, но не получило распространения.
Очертить круг психологических явлений более строго можно, опираясь на понятие "отражение". Термин "отражение" характеризует результат процесса взаимодействия любых объектов. Так, например, морские волны отражают направление и скорость ветра, а динамика цен на товары – экономическое состояние страны. При этом понятно, что процессы отражения могут осуществляться на разных уровнях, приобретая качественное своеобразие.
Взаимодействие объектов неживой природы представляет собой уровень физического и химического отражения, в результате которого однозначно фиксируются присущие объектам свойства. Например, более твердый предмет оставляет след на менее твердом. Живая природа характеризуется следующим более сложным уровнем отражения – биологическим, существенной чертой которого является нарушение симметрии между сторонами взаимодействия. Живой объект для поддержания своей жизни нуждается в определенных воздействиях. Поэтому для живого существа воздействия, связанные с конкретными объектами, делятся на полезные, вредные и нейтральные. При этом сами характеристики живого объекта позволяют установить, какая система воздействий была на него оказана (высохший цветок – результат отсутствия воды). На биологическом уровне отражения, свойственном растительному миру, наблюдается реактивность, т.е. появляется ограниченная способность живого организма оптимизировать соотношение полезных и вредных воздействий (листья дерева тянутся за светом, корни – к влаге).
Дальнейшая эволюция живой природы связана с возникновением психической формы отражения. Этот новый уровень отражения "надстраивается" в животном мире над биологическим и позволяет не констатировать (post-factum) уже оказанные воздействия, а активно готовиться к их наступлению. При этом животное ориентируется на созданную в результате взаимодействия со средой "информационную модель" действительности, включающую косвенные сигналы вероятных направлений изменений. Другими словами, совершаемый в ходе эволюции живой материи переход к психическому уровню отражения ведет к появлению способности упреждать события, действовать "на опережение". Так если цветок подсолнуха движется вслед за направлением световых лучей (биологическое отражение), то животные покидают свои норы при незначительной вибрации почвы, которая сама по себе не может причинить вреда, но служит предвестником землетрясения (психическое отражение). Вектор развития психического отражения заключается в наращивании активности животных в поиске информации для создания максимально адекватной индивидуальным условиям жизни "модели вероятной динамики окружающей среды". В ходе эволюции тип организации психологических моделей мира качественно усложняется, появляется способность отделять объективные характеристики окружающего мира от их субъективного значения для носителя психики, что обеспечивает все более сложное и вариативное поведение, вплоть до связанной с появлением и развитием сознания способности активного преобразования мира и самого себя.
Итак, если мы трактуем психическое как особую форму активного субъективного отражения действительности, то психическими мы называем те явления, которые производятся в акте взаимодействия отражаемого объективного мира и отражающего его субъекта. Иными словами, о психических явлениях мы говорим в том случае, когда живое существо демонстрирует способность взаимодействовать со средой, ориентируясь не на текущие биологически значимые для него воздействия, а на модели будущего, созданные с помощью соотнесения поступающей извне информации с преобразуемыми ей следами прошлых воздействий и отражением актуального состояния самого субъекта.
Поэтому при психологическом анализе идеальное (информация о мире) и материальное (акты взаимодействия носителя психики с внешним миром и физиологические процессы, обеспечивающие происходящее взаимодействие) выступают в неразрывном единстве. Отсюда следует, что психическое нельзя рассматривать как чисто "внутренние" явление, оно представляет собой взаимодействующее единство (целостность) внешнего и внутреннего.
Для обозначения этого единства в отечественной психологии был введен специальный термин "деятельность" (конечно, имеющий принципиально разное ОГЛАВЛЕНИЕ, когда речь идет о животном или о человеке). Деятельность имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона деятельности представлена отражением потребностно окрашенных условий, в которых осуществляется активность живого существа. Психологические феномены внутренней стороны деятельности переживаются, а на уровне человека в разной степени осознаются самим субъектом психической жизни. С обыденной точки зрения кажется, что именно ими и исчерпывается круг психических явлений. Внешняя сторона деятельности открывается наблюдению в действиях, движениях и вегетативных реакциях субъекта, а так же материализуется в произведенных им продуктах деятельности. Для того чтобы подчеркнуть специфику продуктов деятельности и противопоставить их другим объектам природы используют термин "артефакт". Американский ученый Майкл Коул дает следующее определение артефакта: "артефакт – это аспект материального мира, который изменился в процессе своего вхождения в целенаправленную человеческую деятельность". Кстати, новейшие технологические достижения дали возможность наблюдать материальные процессы, происходящие в живом работающем мозге и нервной системе во время протекания психической деятельности. Поэтому в современных исследованиях идеальные психические явления часто анализируются в соотношении с изменениями в материальном носителе информации (мозге). При этом важно понимать, что хотя информация и неотделима от своего носителя (психика от мозга), изучение психики бессмысленно сводить к выявлению физико-химических изменений в нем. Как эмоционально воскликнул однажды один из ведущих теоретиков психологии Л. Н. Леонтьев: "Загнать психику под черепную крышку, значит, загнать ее в гроб!" (Леонтьев, 1994, с. 251).
Завершим данное рассуждение определением психологии, предложенным А. Н. Леонтьевым (1975): "Психология есть наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности живых индивидов".
За счет приведенного выше расширения понятия психического в исследовании преодолевается понимание психики как "вещи в себе" (трансцендентного объекта, недоступного познанию, – в терминологии И. Канта) и появляется возможность научного освоения психической реальности.
Отмстим, что развитие теории психики как отражения неизбежно ведет к пониманию ее преобразующей и созидающей роли (иначе зачем нужно это отражение?).
Таким образом, логично описывать круг явлений, изучаемых психологией, в соотношении со сферами реальности, отражением которых они являются.
Психика человека несет в себе отражение взаимодействия четырех своеобразных "миров": физического мира, социального мира, мира культуры и психологического мира самого субъекта. Причем один и тот же объект может выступать для носителя психики как референт разных миров. Например, живописное полотно художника-абстракциониста предстанет неподготовленному зрителю конфигурацией цветовых пятен (физический мир), торговцу – товаром, обладающим определенной ценой (социальный мир), ценителю искусства – источником эстетического наслаждения (мир культуры), а самому творцу – выражением его глубинных переживаний (психологический мир субъекта).
Эти "миры" презентируются субъекту, т.е. отражаются (моделируются и конструируются) посредством системы психических процессов, организованных в отдельные специфические подсистемы – мотивационно- потребностную, познавательную и эмоционально-волевую. В результате взаимодействия указанных подсистем складываются конкретные виды психических явлений, которые и становятся предметом исследования в психологии. Они изучаются и с процессуальной, и с результативной стороны. Например, при процессуальном анализе мышления предметом изучения становится объективная и субъективная регуляция самой динамики решения задачи, а при анализе результатов – содержательные психологические характеристики конечного результата (собственно полученного решения), а также ОГЛАВЛЕНИЕ промежуточных результатов – гипотез, идей, образов, концепций, понятий и т.д., возникающих в ходе решения. Эмоциональный процесс может быть рассмотрен как динамическая смена внутренних душевных (субъективных) переживаний, сопровождающихся объективными показателями (дрожание рук, учащение дыхания, падение электрического сопротивления кожи, изменение мимики и т.д.), или же в центр внимания исследователя помещается его продукт – например, действие, совершенное в состоянии аффекта. Каждая из подсистем психики располагает собственными механизмами ("устройствами") для решения специфических задач и подчиняется своим закономерностям. Мотивационно-потребностная подсистема психики определяет, почему и зачем функционирует психика в целом, эмоционально-волевая – как регулируется это функционирование субъектом, а познавательная подсистема оперирует конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм, перерабатывая информацию о динамике внешних и внутренних условий. Подчеркнем, что только системное комплексное рассмотрение вклада каждой из психологических подсистем позволяет прийти к адекватному познанию закономерностей функционирования психики, т.е. к научным психологическим знаниям и обоснованным рекомендациям.