Заключение

Отдельные виды функционального менеджмента могут возникать независимо друг от друга, но не независимо от окружающей среды. Впоследствии они вступают в многообразные контакты друг с другом, и эти контакты являются необходимым условием их последующего развития. Без таких контактов, без взаимного обмена конкурентное развитие становится весьма проблематичным.

Особо приходится остановиться на процессе смены одной логистической концепции на другую. Происходящие закономерные процессы время от времени достигают точки бифуркации, когда дальнейшее развитие может идти по двум или более различным направлениям, а реальный же выбор определяется нередко незначительными и случайными факторами. Но когда выбор осуществлен, дальнейшее развитие до новой точки бифуркации в общем и целом идет с четкой закономерностью. Выявить точки бифуркации и релевантные факторы выбора конкретного направления, как правило, чрезвычайно сложно, и только иногда они очевидны.

Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях; и наоборот, возникают новые требования к коммуникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. При этом комплексно рассматриваются, оцениваются и выбираются экономичные способы доставки грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и правила, тарифы и перевозочная документация.

Эффективность логистической системы может характеризоваться набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цени, эффективность может характеризоваться двумя показателями - качеством и ценой обслуживания, отражающими логистические издержки.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы-производителя с партнерами и логистическими посредниками в снабжении и сбыте составляет предмет логистического менеджмента, имеющего приоритетное значение для достижения стратегических целей фирмы па рынке. Если политика фирмы, действующей в дистрибутивном канале, затрагивает интересы других фирм и влияет на их прибыль, то логистический менеджмент позволяет сформировать компромиссное решение, направленное на достижение определенных выгод всеми членами дистрибутивного канала, рассматриваемого как единое целое.

Реалии первого десятилетия XXI в. внесли значительные изменения в трактовку как логистики в целом, так и коммерческой логистики в частности. Развитие концепции управления цепями поставок (Supply Chain Management), предусматривающей интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц, заставило пересмотреть многие основополагающие позиции. Это не могло не сказаться на содержании как научных работ, так и учебных курсов.

Так, при формировании общей интегрированной логистической стратегии среди наиболее важных направлений взаимодействия и сотрудничества участников формирующейся логистической цепи поставок требуется решение следующих основных вопросов:

o определение оптимального уровня (степени) логистической интеграции от торгового партнерства до формирования альянсов как высшей степени логистической интеграции и создания логистических центров;

o осуществление стандартизации и проектирования товаров, определение их цены в конечном звене товародвижения;

o согласованное развитие участников логистической цепи;

o разработка системы измерения совокупных затрат участников интеграции;

o выполнение логистического проектирования как продолжения производственного проектирования, обозначающего упрощение конструкций продукции, облегчающего их производство и сборку, разработку упаковки, способов и средств транспортировки, складирования и храпения;

o глобальное позиционирование размещения логистической инфраструктуры;

o формирование единой политики управления запасами в целях минимизации их совокупного размера по всей логистической цепи;

o синхронизацию затрат но фазам жизненного цикла товара, разработку мероприятий логистического рециклинга;

o определение согласованной степени глобальной информационной прозрачности и совместное проектирование информационных систем и программных продуктов.

Эколого-социально-экономический феномен "Supply Chain Management" (SCM) можно детерминировать в трех проявлениях:

o SCM - как новая предпринимательская парадигма, стимулирующая развитие нового этапа конкурентной политики фирмы;

o SCM - как одна из современных концепций логистической парадигмы наряду с такими логистическими концепциями, как Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени), Value added logistics (логистика добавленной стоимости), E-logistics (электронная логистика), Virtual logistics (виртуальная логистика);

o SCM - как логистическая технология управления цепью поставок в прямом, а не переносном (символическом) смысле; это проявление реализуется в "SCM-модуле" таких логистических технологических систем, как ERP (система планирования ресурсов предприятия) и CSRP (система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителями).

Предполагалось, что для дальнейшего успешного развития предмета нашего изучения в период 2005-2010 гг. необходимо значительно расширить спектр услуг в направлении сервиса с добавленной стоимостью и услуг логистических провайдеров, что должно было найти воплощение в следующих сферах:

o обратная (реверсивная) логистика;

o дистрибьюция и кросс-докинг;

o управление запасами;

o обработка заказов;

o логистика, связанная с послепродажным обслуживанием;

o выполнение логистики для сложных промышленных проектов;

o разработка специальных логистических решений под заказ клиентов различных отраслей;

o управление цепями поставок (внутренняя, внутрипроизводственная, внешняя логистика);

o логистический консалтинг.

По нашему мнению, решение не всех пунктов этой программы было адекватно современным требованиям. А как думаете вы? И это последний кейс нашего учебника.