Лекция 20. КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Кросскультурные исследования проводятся как в психологии, так и в смежных гуманитарных науках социологии, культурологии, культурной антропологии, психолингвистике и т.д. Истоки кросскулътурного анализа как метода социогуманитарных наук находились в этнографии, этнологии, культурной антропологии, а также в тех общих дисциплинах, которые направлены "на построение универсальных теорий общества, сознания и поведения" [Культурология, 2010, с. 164]. В таких исследованиях проводится сопоставительный анализ поведения, сознания и особенностей феноменов, относимых к проявлениям культуры, в разных этнокультурных группах. И в этом контексте они выступают междисциплинарными исследованиями. Однако в рамках каждой дисциплины сложились конкретизированные проблемы и методы их изучения, а также методологические предпочтения в объяснительных концепциях и теориях.

Кросскультурные исследования в психологии (ККИ) преодолели тот тип соотнесения теории и эмпирии, который связывал изучаемые особенности субъективной реальности с этнокультурными феноменами. Существенную роль здесь сыграли именно разработки в области решения проблем валидности ККИ, которые проявили недостаточность анализа различий, связанных с принадлежностью к той или иной культурной группе, в контексте помещения причинно-действующих факторов внутрь культурной специфики, что замыкало круг объяснений воздействующего фактора им же самим.

В данной главе будут представлены как общие для ККИ этапы и развитие их проблематики, так и специфические именно для психологических ККИ. Начнем с того определения ККИ, которое сложилось в сопоставительном анализе их с экспериментальными исследованиями и позволило рассматривать ККИ как квазиэксперименты в широком смысле слова.

Кросскультурные исследования в психологии — это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.

Культура в рамках ККИ понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых не только территориальной или языковой общностью, но и так называемыми контекстными переменными.

Определение зон распространения той или иной культуры, ее уровней или единиц анализа — сложная проблема, которая по-разному решается в конкретных исследованиях. Вместе с тем сложились общие характеристики, позволяющие выделять в современном мире шесть глобальных культурных зон: Африка (Sub-Saharan Africa), Азия, Северная и Южная Америка, Австралия, Европа и Средиземноморский бассейн (Ciikum-Mediterranean). Понятие культуры не смешивают с понятием страны. И единицы анализа выделяют с точки зрения проверяемых гипотез. В этих гипотезах могут присутствовать как общие для разных зон и стран конструкты, представляющие изучаемые переменные (например, разброс по образовательному уровню, практике социализации, коллективизму-индивидуализму и т.д.), так и специфичные для рамок определенной культурной общности (так, в СССР постулировалась новая общность — советский народ).

Две тенденции наиболее распространены при кросскультурном анализе в психологии: 1) предположение об универсалиях как общих характеристиках, сквозь призму которых можно сравнивать разные культуры; здесь обычно функционирует также допущение об однородности психологической реальности в рамках установленной (теми или иными ограничениями) культурной единицы; 2) предположение о принципиальной уникальности культур, когда культуры рассматриваются в предположении "изначального непонимания", связанного с отсутствием у людей другой культуры соответствующих конструктов (языковых, смысловых, психологических), которые бы позволяли понять другого. В этой дихотомии можно видеть прослеживающиеся в рамках ККИ традиции следования номотетическому и идиографическому подходам, что прямо отражается в предпочитаемых методах исследованиях (сравнительный анализ с позиции заранее выделенных или искомых общих и отличительных характеристик или анализ индивидуальных случаев и другие средства качественной методологии для выявления уникальности исследуемой реальности). В отличие от культурной антропологии, этнометодологии и других направлений, психология выделила в ККИ в качестве ведущего аспект их структурирования в соответствии с целями рассмотрения контекстных переменных как обусловливающих кросскультурные различия базисных психологических процессов.

Контекстные переменные — это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные (в определенный исторический промежуток) факторы, или условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности.

Контекстные переменные не могут рассматриваться как выполняющие первое условие причинного вывода: они не предшествуют каким-либо "откликам", человек в них живет, и они только условно могут выступать аналогами НП, поскольку могут фиксировать отличия условий жизни людей (в рамках обоснованных единиц культуры).

Контекстные переменные представляют сборные условия (комплексные по сути), "вложенные" (как при нестинге) переменные, каждая из которых может раскрывать пучок следующих из нее влияний; поэтому — в соответствии со структурой — такие переменные иногда называют "зонтичными". Можно видеть в их связях также те группировки, но отношению к выявлению эффектов которых ранее были рассмотрены иерархические модели (параграф 17.2).

Объединение языком, ценностями, принятым образом жизни — это аспект рассмотрения культуры па групповом уровне ее представленности. Самоидентификация лиц и групп людей — характерный аспект такой культурной единицы. Система организации жизни, задающая особенности культуры на уровне индивида — второе понимание культуры в работах Я. Вальсинера. Определяемость психики на уровне конкретного человека знаковой средой — третье понимание культуры в таком подходе. Оно наиболее близко пониманию культурных подходов в психологии, которые представлены в работах А. Р. Лурии, М. Коула, Р. Низбетта и др. Различия в понимании путей культурной детерминации в рамках культурно-исторического подхода школы Выготского — Лурии — Леонтьева и "культуральной" психологии Коула раскрывались в главе 13.

Основными проблемами организации валидного исследования являются:

— обоснование контекстных переменных и фиксируемых психологических показателей (как аналогов ЗП);

— установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП;

— рассмотрение того спектра конкурирующих объяснений установленных закономерностей, которые могут указать иные источники выявляемых различий или их иную интерпретацию.

Как и в экспериментальном исследовании, в ККИ контроль за выводом должен быть тем более тщательным, чем меньше переменных контролировалось исследователем и чем больше простор для концепций иной направленности, чем проверяемая.