Кризис закончился: что дальше?
Из каждого кризиса, который в гот или иной период времени происходит в стране, монетарные и фискальные власти извлекают определенные уроки, что в итоге улучшает экономическое развитие, хотя и не предотвращает возникновение новых кризисов. И тем не менее эти уроки нельзя считать совсем уж бесполезными.
Меры по предотвращению кризиса или по крайней мере по смягчению его последствий включают в себя следующие компоненты:
• наличие сильной финансовой и банковской системы;
• эффективный контроль над банковским сектором и деятельностью финансовых посредников, не только в национальном, но и глобальном масштабе;
• выбор адекватного режима валютного курса;
• разумные размеры золотовалютных резервов ЦБ;
• адекватную монетарную и макроэкономическую политику государства;
• недопущение больших размеров дефицита государственного бюджета и чрезмерного роста государственного долга;
• открытость, последовательность и обязательность в монетарной политике;
• избежание излишней мягкости в государственной политике, избежание политики привлечения краткосрочного спекулятивного капитала;
• контроль за процессами кредитования, роста биржевой активности и надуванием финансовых пузырей.
Мировой кризис 2008–2009 гг. показал необходимость разработки и перехода к новой финансовой архитектуре мира, элементы которой видятся следующим образом:
• усиление роли государства в мировой экономике;
• контроль за хедж-фондами;
• контроль за рейтинговыми агентствами;
• контроль за торговлей деривативами и прочими сложными финансовыми инструментами;
• повышение значимости финансового анализа и риск-менеджмента;
• разработка новой единообразной системы раскрытия информации для финансовых институтов.
Конкуренция в банковском секторе не должна быть полностью самостоятельной, бесконтрольной, поскольку чрезмерное соперничество финансовых структур повышает риск оппортунистического поведения, склонность финансовых посредников к рискованным операциям и ставит под угрозу высокой волатильности всю экономику в целом. Выбор между консерватизмом и прибыльностью в условиях, когда конкуренты наступают на пятки, не всегда приводит к взвешенным стратегическим решениям. Неизбежность человеческих ошибок как части развития сложной системы в условиях неопределенности ставит под вопрос возможность полного устранения кризисов.
Природа денег как общественного блага и сложная внутренняя структура символических денег порождают самовоспроизводящуюся игру "ЦБ и частные агенты": частные компании стремятся создать финансовые продукты в обход текущему регулированию монетарных властей. "Появление новых заменителей реальных денег, похоже, периодически происходит в ответ на различные изменения в устоявшихся правилах, и процесс этот бесконечен"[1]. "История денег... представляет собой непрерывный процесс появления новшеств, направленных на то, чтобы существующая денежная масса могла использоваться более эффективно, и выдумывания банками близких замен традиционным деньгам с целью обойти существующие формальные требования, относящиеся к денежному обращению"[2].
Глобализация, деятельность институциональных инвесторов в мировом масштабе, одинаковые стратегии и схожие резервы центральных банков во всех странах, одинаковые шаблоны поведения людей и финансовых структур, общее техническое и информационное обеспечение (схожие программы и торговые роботы) делают финансовые рынки взаимозависимыми как части единого международного финансового пространства. Это означает, что решение проблемы кризисов может быть найдено только в мировой экономике, при участии всех стран. Национальные рецепты "тихой гавани" не могут быть более эффективными.
Как справедливо считают эксперты, "не бывает неизменных тенденций, своевременное вмешательство, при хорошей осведомленности, уменьшит вероятность и серьезность негативных явлений и увеличит вероятность позитивных"[3].
Выводы
Экономический рост не проходит гладко для экономики, а реализуется как тенденция, через периодические спады и подъемы, получившие название циклов экономической конъюнктуры. Многие факторы реального и монетарного секторов экономики, деятельности частных фирм, операций домашних хозяйств и политики государства оказываются ответственными за подобную экономическую динамику. Особенно сложной является фаза кризиса, сопровождающаяся резким падением производства, потребления и благосостояния населения. И хотя государство предпринимает значительные усилия но предупреждению и смягчению кризисной фазы развития экономики, пока подобные мероприятия нельзя назвать очень эффективными.