"Кризис смыслов" и поиск нового политического мировоззрения
Политические и правовые теории Нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали притязания на политическую власть зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.
Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства), мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политико-правовой науки приобретали все более практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Однако обоснование разумности и справедливости нового социального порядка, основанного на принципах приоритета интересов личности, гарантиях ее прав и свобод, подчиненности государства и права повседневным потребностям людей, потребовало смены парадигмы – фундаментальной картины мира, включая основополагающие представления о сакральном и мирском, политике, государстве и гражданском обществе.
Теологическая парадигма основана на догмате о Божественном Промысле и предопределенности всего сущего, неизменности и священности социального порядка, созданного Богом, греховной природе человека как источнике государства и права, пришла в противоречие с новым буржуазным укладом. Средневековая теология как система ценностей, которая посредством религиозного принуждения легитимизировала феодальные абсолютистские режимы, а также претензии католической церкви на политическую компетенцию, теперь была уже неспособна объяснить новые процессы и явления, связанные с достижениями человека в сфере познания и техники, последствия Великих географических открытий.
Кризис мировоззренческих основ средневекового политического порядка, порожденный эпохой Возрождения, политическими успехами Реформации, выразился в кризисе ориентаций, "кризисе смыслов". Прежние трансцендентные ценности католической религии, утверждающие в качестве добродетелей покорность, смирение, подготовку к загробной жизни, столкнувшись с рыночной конкуренцией и стяжательством, перестали выступать в качестве смыслообразующих начал человеческой деятельности. Следствие этого – состояние социальной аномии, когда ослабляют свое регулирующее воздействие культурные ценности и социальные нормы традиционного общества (обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы). Более того, они начинают противоречить друг другу и разрушаются, следствием чего является потеря людьми социальной ориентации, нарушение "коллективного порядка". Традиции и ритуал уступают место свободе как базовой ценности зарождающегося гражданского общества и нового политического порядка.
Выражением социальной аномии явились религиозный плюрализм, затем мировоззренческий плюрализм и, наконец, идеологический плюрализм. Религиозный плюрализм выразился в появлении эрзац-религии – протестантизма. Протестантизм, выступивший как новая политическая религия выживания, связанная с культом обеспеченной жизни, стал идеологическим знаменем антифеодальных революций XVI–XVII вв. На основе протестантской этики сформировался новый тип личности, которому присущи личный аскетизм, трудолюбие, честность в делах, стремление к богатству.
Позднее религиозное мировоззрение сменяется светским. Преодоление теологического мировоззрения было связано с секуляризацией – процессом эмансипации, высвобождения государственно-политической и культурной системы из зависимости от религиозно-теологических определений. В условиях купли-продажи буржуазный политический порядок в принципе должен был иметь свою опору уже не в трансцендентной (потусторонней) сфере абсолютных ценностей, а единственно в согласии всех индивидов.
Вдохновляющими смыслами, которые в состоянии стимулировать деятельность индивидов и интегрировать их в единое сообщество, а также легитимировать политический порядок в светском укладе, становятся земные блага: жизнь, свобода, собственность. Общность политических убеждений основывалась на мнении, что простое выживание и пользование земными благами важнее высших ценностей человеческого существования. В соответствии с этим политика и государство в Новое время секуляризированы и не содержат никакой религиозной истины. Политика превращается в управление благами земной жизни, а задача государства сводится к защите жизни и имущества индивидов, умножению земных благ.
В период мировоззренческих кризисов на историческую сцену закономерно выдвигаются идеологии, превратившиеся в главный элемент политической культуры Нового времени. Идеологии – это такие системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздать процессы социальной аномии, порожденные кризисом.