Заключение

Исследование генезиса исторических форм социальной помощи в контексте глобализации и модернизации образования дает нам ответы па важные вопросы, связанные с перспективами развития социальной работы и как специфического вида социальной деятельности, и как важного фактора развития личности, посвятившей свою жизнь служению человеку – высшей ценности на Земле. Именно поэтому изучение истории социальной работы сегодня как никогда актуально.

В результате освоения изложенного в учебнике материала студент на конкретных исторических фактах и примерах убеждается в том, что у всех народов планеты сходные представления о нравственности, морали, милосердии, благотворительности. Этические ценности в целом также в основном идентичны.

Развитие социальной работы во всем мире имеет поступательный характер, в результате чего накоплен определенный опыт в решении проблем нуждающихся через систему создания подходящих социальных условий, развивающих потребность человека в творческом подходе к вопросам самообеспечения и самореализации. Этот факт обусловлен тем, что в процессе своей практической деятельности специалисты помогающих профессий всех стран сошлись во мнении, что благотворительность как прародительница современной социальной работы – паллиативная мера, не решающая проблем пауперизма, кроме того, она порождает инфантилизм, ненасытность и безынициативность.

Рассмотрение историко-культурных предпосылок и традиций социальной работы показывает, что она имеет глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур. С течением времени она сделалась одним из важнейших направлений социальной политики. Сегодня главное назначение социальной работы – обеспечивать стабильность в обществе, в том числе через создание равных стартовых условий для всех категорий нуждающихся, и предотвращать социальные конфликты.

Как показывает анализ многочисленных источников, все нации и народы проходили одни и те же стадии развития, особенно в социальных вопросах. В первобытном обществе помощь распространялась на представителей своей семьи как общины. С развитием городов и разрушением общинных отношений, в том числе в результате усиления религиозной деятельности, все большую роль во всех сферах социальной жизни начинает играть церковь. Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на конфессиональных канонах милосердия. В результате появляется новая официальная институциализированная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые выполняют различные функции – от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания.

В целом к концу конфессиональной парадигмы как в России, так и за рубежом можно констатировать уменьшение церковного влияния в вопросах организации социальной помощи. Государства, справедливо видя в профессиональном нищенстве угрозу общественной безопасности, все чаще и активнее применяют репрессивные меры к здоровым нищим. К организации помощи бедным все активнее подключаются различные благотворительные общества и частные благотворители. Постепенно формируется государственное законодательство.

По мере развития государственности во всех странах и на всех континентах активизируется частная помощь со стороны богатых представителей общества, в том числе со стороны монарших особ, призванных в соответствии со своим социальным статусом оказывать социальную помощь первоначально в виде раздачи материальных благ, а впоследствии – в виде создания прогрессивных стационарных форм помощи нуждающимся для решения государственных задач (монастырь Сен-Сир во Франции, Смольный институт и Московский воспитательный дом в России и др.).

В период с середины XVIII до середины XIX в. была создана целая сеть социальных учреждений, состоящих под непосредственным патронатом членов императорской семьи, практически во всех странах. В рамках системы императорского благотворения решались такие важные государственные задачи, как поддержка обедневших дворянок и воспитание из них новой просвещенной породы матерей; создание просвещенного класса предпринимателей и новой породы ремесленников из числа сирот и подкидышей; воспитание и поддержка дочерей священнослужителей; развитие медицины, в том числе бесплатной и специализированной, для различных социальных слоев населения империи. Занимаясь благотворительностью, члены монаршей семьи показывали пример представителям других сословий, способствовали развитию частной благотворительности и расцвету меценатства в следующем историческом периоде становления социальной работы.

Урбанизация, активное развитие промышленности вызвали к жизни новые социальные проблемы, в первую очередь безработицу, миграцию, промышленный инвалидизм и рост различных социальных патологий. К их разрешению подключились дополнительные силы из числа главным образом верующих и милосердных граждан. Активизация деятельности различных сословий в участии решения проблем различных групп нуждающихся позволила создать новые формы помощи. В первую очередь это трудовая помощь, создание попечительств о бедных, содействие населению в устройстве на работу. В итоге возникают учебно-ремесленные, швейные, сапожные, чулочные мастерские, предоставлявшие работу мужчинам и женщинам. Немаловажное значение повсеместно придается организации различных аспектов социального образования в виде лечебно-профилактической работы, а также посредством "доставления" здоровых и полезных развлечений.

В среде специалистов формируется осознание необходимости индивидуального подхода к личности нуждающихся и обеспечения им рациональной адресной помощи. Главной целью социальной работы стали предупреждение впадения в нищету и профилактика социальной деградации подопечных. В результате появились такие прогрессивные формы помощи, как выдача кратковременных денежных пособий тем, кто лишился заработка либо вследствие болезни, либо в результате потери места, чтобы они могли прокормиться до приискания работы. Бедные семьи получали финансовую помощь на покупку орудий труда или материалов для работы.

Повсеместно в мире входит в практику выдача различных пособий и единовременных выплат не только военным, но и гражданским больным и увечным, правда, не со стороны государства, а со стороны различных комитетов, попечительств и благотворительных обществ. Такая помощь всегда была адресной, но суммы обычно были небольшими, поэтому не могли значительно улучшить существование нуждающихся людей.

Страхование, которое начинает складываться во второй половине XIX – начале XX в., позволило выплачивать денежное пособие людям с инвалидностью более длительное время. Впервые обязательное государственное страхование рабочих появилось в Германии, а впоследствии началось быстрое распространение этого вида социальной помощи в других странах, в том числе и в России.

Революционный процесс в России в начале XX в. обеспечил развитие социальной работы во всем мире. А в самом Советском Союзе она носила дискретный характер и развивалась только в рамках дефектологии и государственного социального обеспечения. В СССР была законодательно запрещена милосердная практика со стороны церкви и благотворительность частных лиц, что существенно обеднило качество социальной помощи в нашей стране и сдержало развитие социальной работы как профессиональной деятельности на долгие годы, даже несмотря на то что функции социального обеспечения в СССР выполняли не только органы социального обеспечения, но и профсоюзы, которые непосредственно управляли социальным страхованием.

Надо отметить, что в отличие от зарубежных стран, где социальная помощь и социальное страхование являлись отдельными видами защиты населения, в России они сводились только к проблемам социального здоровья. Практически не развивались различные виды помощи при дезадаптивных, девиационных, стрессовых ситуациях. Доминировали в основном идеи материальной поддержки и трудовой помощи.

В настоящий момент в глобализирующемся мире идет модернизация системы социальной работы. Суть ее в том, что акцент в социальной работе с клиентом делается на раскрытии его ресурсного потенциала и изживании иждивенческих настроений. Большое внимание уделяется развитию добровольческой (волонтерской) работы в системе соцзащиты. Все большее внимание уделяется развитию региональных программ помощи с учетом индивидуальных потребностей живущего в регионе социума. Принимаются меры для получения обратной связи с целью гибкого реагирования на запросы нуждающихся.

В целом развитие социальной работы характеризуется разноплановостью, различными новациями. Это было объективно связано с глобализационными процессами, в первую очередь с активной миграцией молодежи, что обеспечило многонациональность и многоконфессиональность крупнейших государств России, Европы и всего мира.

Экономические кризисы XXI в. привели к бюджетному дефициту, высокой инфляции, огромным государственным долгам в ряде стран ЕЭС. В связи с этим предпринимаются попытки контролировать и сдерживать социальные расходы. Для социальной политики большинства стран становится характерным не только ограничение финансовых расходов, но и перераспределение приоритетов внутри системы социального обеспечения, укрепление принципа избирательности.

Сегодня во всех странах, включая высокоразвитую Швецию, бытует мнение, что государство должно оказывать поддержку только там, где отдельный человек или мелкое сообщество (родственники, соседи) не могут сами себе помочь и не имеют достаточно средств к существованию. В остальном же задача государства должна быть ограничена обеспечением соблюдения правовых норм, устанавливаемых в социальной сфере. По мнению большинства, социальная работа должна функционировать в рамках реализации социальных программ. Акцент также делается на повсеместное внедрение платных социальных услуг.