Лекция 1. Кризисы, катастрофы и управление

В последнее десятилетие слово "кризис" прочно вошло в повседневный лексикон людей, живущих в самых разных странах. Люди все чаще воспринимают окружающую их действительность как полную неожиданностей, опасностей и угроз, исходящих из самых разных источников — от террористов до банков. Все менее уверенно и стабильно чувствуют себя и организации: и крупные транснациональные корпорации, и малые семейные фирмы в равной степени озабочены своим будущим в мире неопределенности и хаоса. В таких условиях выполнять управленческую работу становится сложнее. От менеджеров требуются новые знания и навыки, связанные с умением предвидеть, предотвратить угрозы существованию организаций, а если кризис их затрагивает, то минимизировать ущерб, быстро преодолевать его последствия.

Всему этому учит теория антикризисного управления, получившая существенное развитие в течение последнего десятилетия. Основным результатом этого развития стал вывод, что антикризисный менеджмент как теоретическая область может успешно развиваться лишь как дисциплина, интегрирующая концепции и данные экономики, социологии, психологии, политической науки и других наук. Данные этих наук используются хаотично, системно: в каждом сложном кризисном явлении выделяются отдельные стороны или аспекты, которые исследуются с позиций конкретных научных дисциплин, а затем из полученных данных воссоздается целостная картина причин и следствий кризиса, воздействующего на организацию, отрасль, социальную систему. Однако начать изучение кризисных ситуаций, с которыми сталкивается организация, следует с определения признаков кризиса.

Разные авторы приводят различающиеся типологии кризисных ситуаций, однако все виды кризисов характеризуются следующими общими признаками:

• отсутствие ясности относительно причин (вследствие их множественности) и последствий организационного кризиса;

• кризисные ситуации — маловероятные события, угрожающие целостности и существованию организации;

• кризисные ситуации ограничивают время на сбор информации и локализацию последствий кризиса;

• кризис модифицирует или даже парализует работу команды топ-менеджеров;

• кризис требует от руководства быстрого принятия решений, имеющих важные последствия для организации.

С учетом этих положений можно дать следующее определение организационного кризиса: кризис — это маловероятное событие, способное угрожать жизнедеятельности организации, характеризующееся неопределенными причинами и трудно предсказуемыми последствиями, требующее принятия немедленных решений.

При таком понимании антикризисное управление (АКУ) заключается в минимизации потенциального риска для нормальной работы организации. Таким образом, АКУ направлено на предотвращение кризиса путем проведения организащитных изменений, обеспечивающих единство действий основных стейкхолдеров, членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления — выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации.

Связь постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях действий организации с разработкой программ кризисного управления общепризнанна. При этом обычно подчеркивается, что АКУ предполагает наличие гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации. Однако речь идет не о хаотическом наборе ситуаций, полученных в результате применения независимых методик и подходов, а о системе взаимосвязанных решений, в большей или меньшей степени базирующихся на общих предпосылках. Выбор же предпосылок или оснований кризисного моделирования определяется задачей его эффективности.

Однако прежде чем рассмотреть понятие эффективности кризисного управления, проанализируем методы исследования кризисов, которые базируются на данных и теоретических концепциях различных наук, прежде всего социологии, психологии, экономики и политологии.