Кризисный бизнес-реинжиниринг
Методы кризисного реинжиниринга сложились в начале 1990-х гг. и с тех пор рассматриваются в качестве эффективного средства разработки антикризисных стратегий. Реинжиниринг предполагает не частичное улучшение бизнес-процессов, но радикальное их изменение. А. Аскэри и другие исследователи определяют реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и конструирование организационных процессов с тем, чтобы сделать значительный шаг вперед по таким показателям, как цена, качество, послепродажное обслуживание и интенсивность работ. Проведение реинжиниринга целесообразно, когда необходимо достичь быстрого улучшения экономических показателей деятельности фирмы как с точки зрения самой фирмы, так и с точки зрения групп поддержки, прежде всего потребителей и поставщиков.
Реинжиниринг связывают с переосмыслением рабочих процессов с целью резкого улучшения таких параметров, как издержки, качество, услуги и оперативность. Это быстрая и радикальная реконструкция стратегически важных бизнес-процессов с целью оптимизации рабочих потоков и повышения производительности. Таким образом, можно утверждать, что всю совокупность усилий компании по преобразованию систем производства и управления можно обозначить термином "реинжиниринг". Независимо от того, под каким углом рассматриваются реинжиниринговые стратегии рядовыми сотрудниками и руководством компании, его главное назначение - добиться конкурентных преимуществ по различным показателям: одна фирма сочтет многообещающим усовершенствование продукции, другая - изменения в ценовой политике, третья - быстроту обслуживания клиентов и т.д.
В основе идеологии реинжиниринга лежит идея, что для достижения успеха компании необходимо слаженное функционирование всех ее структурных элементов. Люди, технологии, производственный процесс, стратегические и тактические шаги фирмы являются объектом пристального внимания менеджеров, и именно на них направлены решительные усилия руководства при планировании комплексных изменений:
o стратегии: ориентация на потребителя в новых конкурентных условиях упрочит положение компании на рынке и создаст ее привлекательный образ;
o использование человеческих ресурсов: эффективная мотивация, стимулирование и организация труда персонала с тем, чтобы добиться высокой производительности труда;
o производственные процессы: модернизация, рационализация производственной деятельности, эффективное использование всех ресурсов;
o технологии: перманентная разработка и внедрение новых производственных, информационных и коммуникационных технологий, способствующих повышению качества производимой продукции, трудовой деятельности занятых в организации и в конечном счете укреплению и развитию партнерских отношений поставщиков (производителей) и клиентов.
Существует два взаимосвязанных типа бизнес-реинжиниринга: кризисный реинжиниринг, который направлен на вывод организации из кризиса, и реинжиниринг развития, который применяется в случае, если ухудшается динамика развития организации и усиливается опасность давления со стороны конкурентов. Для большинства российских компаний наиболее актуален именно кризисный реинжиниринг.
Выделяют шесть основных принципов бизнес-реинжиниринга.
1. В каждый отдельный бизнес-процесс должно быть вовлечено как можно меньше людей. Для этого необходимо совмещать задачи таким образом, чтобы каждый отдельный сотрудник выполнял как можно большее количество отдельных задач и, желательно, целостные задания.
2. Клиент процесса должен выполнять этот процесс. Это означает, что там, где это возможно, клиент вовлечен в выполнение процесса намного больше, чем это традиционно предполагалось.
3. Необходимо обращаться с поставщиками так, как будто они являются частью организации. Это требование означает, что иногда от поставщиков требуется выполнять те действия, которые раньше осуществлялись в организации. Так, например, процесс, состоящий из трех субпроцессов, можно трансформировать в процесс, подразделяющийся только на один субпроцесс, в то время как остальные два будут выполняться поставщиками.
4. Создание множества версий сложных процессов. Предполагается, что контроль, количество задействованных людей (особенно специалистов) могут варьироваться в рамках выполнения одних и тех же процессов в зависимости от продолжительности, объема необходимых ресурсов и т.п.
5. Уменьшение количества входов в процессы. Это один из способов уменьшения численности задействованного персонала. Чтобы усовершенствовать процессы, просто убирают те входы, которые необходимо сопоставлять с другими входами. На практике этот принцип проявляется в создании единой системы контроля, учета, планирования и т.д.
6. Централизация обмена информацией при сохранении децентрализованных подразделений. Когда в процессах есть несколько точек соприкосновения с клиентами, целесообразно централизовать службы, ответственные за отдельные участки работы с клиентами, например выдачу справок о продвижении выполнения заказов или диспетчерскую службу. Новые возможности для этого предоставляют компьютерные технологии.
Осуществление бизнес-реинжиниринга предполагает планирование и реализацию следующих этапов.
Постановка задач, уточнение цели компании на основе анализа ее стратегии, потребностей групп поддержки, стадии жизненного цикла продукта.
Создание модели существующей компании. На этом этане менеджеры или консультанты разрабатывают основные бизнес-процессы и оценивают их эффективность.
Перепроектирование бизнес-процессов. Внедрение более эффективных рабочих процедур, определение способов использования компьютерных технологий, проектирование необходимых изменений в работе персонала.
Разработка системы организационного взаимодействия персонала. На этом этапе разрабатывается система мотивации, организуются команды по выполнению работ, создаются и внедряются программы по подготовке специалистов.
Подготовка поддерживающих информационных систем.
Выявление имеющихся ресурсов (финансы, оборудование, программное обеспечение, человеческие ресурсы), необходимых для осуществления реинжиниринга.
Внедрение обновленных процессов на основе их интеграции, обучения сотрудников, перехода к новой организации деятельности компании.
Результаты реинжиниринга - глубокие изменения в организационной культуре, бизнес-процессах, структуре и технологиях, базирующиеся на осуществлении запланированных организационных изменений. В табл. 9.2 показаны типичные итоги изменений в результате использования технологий бизнес-реинжиниринга.
Необходимое условие успеха реинжиниринга - наличие команды квалифицированных специалистов в области управления. Ее успешная работа гарантируется непосредственным вхождением в команду руководителя организации и других топ-менеджеров. При этом важно четко определить роли всех членов команды изменений.
Таблица 9.2
Общие итоги осуществления реинжиниринга
Культура |
Процесс |
Структура |
Технологии |
Острая потребность в приспособлении к новым рыночным условиям |
Выявление ключевых объектов изменений |
Создание межфункциональных рабочих групп |
Осознание необходимости внедрения новых информационных технологий в организации |
Плодотворный поиск новых способов мотивации |
Определение основных принципов производственного строительства |
Конструирование структуры, основанное на функциональном принципе |
Развитие инновационной деятельности происходит благодаря внедрению информационных систем |
Обеспечение приоритета интересов потребителя как один из важнейших результатов культурных изменений |
Усовершенствование многоступенчатых работ |
Проблема соотношения традиционных и нынешних элементов структуры |
Преобразование информационных элементов, носящих фрагментный характер, в единую систему |
Признание исключительной роли инноваций в успехе компании |
Модернизация производственных процессов и новаторский подход |
Новая организационная иерархия |
Модификация деятельности работников всех уровней |
Переоценка основ деятельности организации |
Претворение в жизнь революционных проектов. Выведение на качественно новый уровень производственных и управленческих процессов. Ориентация на потребителя |
Изменение содержания различных видов работ. Тенденции партисипативного управления. Разъяснение сотрудникам целей и практических действий руководства; диалог с подчиненными. Ответственность руководства |
Эффективное руководство. Тесное сотрудничество менеджеров и специалистов-технологов |
Типичные ошибки при проведении реинжиниринга (особенно в России) состоят в следующем:
- компания пытается улучшать существующий процесс вместо того, чтобы перепроектировать его;
- компания не концентрирует достаточно усилий и ресурсов на бизнес-процессах;
- компания ориентируется только на перепроектирование бизнес-процессов, не обращая внимания на необходимость проведения других изменений;
- имеется недооценка роли культурных традиций, организационного климата, убеждений исполнителей, что ведет к неадекватной оценке готовности персонала активно участвовать в изменениях, предполагаемых реинжинирингом;
- имеют место недооценка стратегических перспектив изменений и стремление ограничиться малым, локальным успехом;
- компания преждевременно завершает процесс реинжиниринга при появлении трудностей;
- руководителем команды реинжиниринга назначается менеджер, плохо разбирающийся в сущности и применении метода;
- на проведение реинжиниринга выделяется недостаточное количество ресурсов;
- компания концентрируется исключительно на замыслах, в то время как необходимо обеспечить их реализацию.