Кризисные центры

ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности кризисных центров является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и других видов помощи пострадавшим от насилия, нередко находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии. Помимо этого клиент может очно или по телефону получить подробные сведения о месте и режиме работы нужных специалистов и другие необходимые данные.

Основная форма работы кризисного центра — очное консультирование. Пострадавшие имеют возможность общаться непосредственно со специалистами: психологами, врачами, педагогами, юристами и др. В ряде кризисных центров проводятся групповые занятия, в том числе организуются группы взаимопомощи.

Если номер "телефона доверия", функционирующего непосредственно при кризисном центре, жертве семейного насилия неизвестен, то, связавшись с милицией или общегородской "горячей линией", можно узнать номер телефона ближайшего приюта или консультанта по кризисным ситуациям.

Принимают звонки на "телефоне доверия", как правило, высококвалифицированные специалисты, которые уже на первом этапе могут определить состояние жертвы насилия, оказать ей первичную поддержку, адекватно оценить ситуацию, чтобы наметить дальнейший план работы (абонент может находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или быть психически нездоровым, что предусматривает направление в соответствующее медицинское учреждение), или убедить жертву прийти за помощью в кризисный центр.

В мировой практике довольно распространена и такая форма помощи, как "шелтеры" — разновидность крупных центров со специальным убежищем для пострадавших от насилия в семье (в большинстве случаев — для женщин и (или) детей)[1]. Например, в США, Германии, Голландии деятельность "шелтеров" — одна из самостоятельных специализированных программ помощи жертвам насилия. Как правило, это далеко отстоящие от центра города небольшие уютные здания, адрес которых держится в секрете. Режим здесь свободный, некоторые женщины даже продолжают работать в период пребывания в "шелтере". Все построено на принципах самообслуживания; женщины обеспечены бесплатным питанием и медицинской помощью. Средняя наполняемость "шелтеров" — 30—50 человек, а продолжительность пребывания в них составляет от двух до пяти недель. Одна из главных задач сотрудников служб помощи потерпевшим — психологическая реабилитация и правовая помощь; они подробно разъясняют права женщины и ребенка, а в случаях неизбежных разводов оказывают практическую, в том числе юридическую, помощь.

Услуги, предоставляемые в обстановке доверия и понимания того риска, который жертва берет на себя, рассказывая правду, обязательно предполагают аранжировку помещения для жизни, а также для приема и консультирования, вселяющую уверенность, что здесь относятся к проблеме серьезно. "Шелтеры" оборудованы плакатами, стендами, имеются в них и библиотеки, игровые комнаты для детей. За детьми присмотрит няня, если женщине необходимо время, чтобы заняться хозяйством, посетить специалиста или тренинговую группу.

Приюты для женщин — жертв насилия и их детей

Если женщина соглашается оставить дом и поселиться в приюте, который может располагаться при кризисном центре либо в другом месте, важно обеспечить ей полную безопасность и минимизировать возможность утечки информации, поскольку насильник нередко делает все, чтобы найти свою жертву. Поэтому женщину и ее детей сначала доставляют в милицию, а потом тайно перевозят в приют.

Приют — это временное убежище, где женщина имеет возможность укрыться от преследований мужа, получить эффективную первую медицинскую помощь и пройти дальнейшее лечение. Ей оказывают финансовую поддержку, консультационные услуги, психологическую поддержку. В обстановке внимания, понимания и заботы она может прийти в себя, пересмотреть свою жизнь и с помощью специалиста принять решение относительно своего будущего.

Одним из наиболее широко используемых в приютах методов программы реабилитации является групповая терапия, которая проводится одновременно и с самой женщиной, и с ее детьми. Эта работа, направленная, с одной стороны, на преодоление чувства одиночества и отчуждения жертвы, а с другой — на укрепление отношений между матерью и детьми, позволяет обеспечить естественную взаимоподдержку. Программа групповой терапии разрабатывается для каждого индивидуально с учетом конкретной семейной ситуации. Сеансы проводятся два раза в неделю в течение часа: 45 мин занимает дискуссия (это могут быть образовательные программы для взрослых, обсуждение различных моделей взаимодействия родителей и детей и т.д.), а 15 мин отводятся для игровой деятельности, предлагаемой самими детьми. Существует также практика кризисного вмешательства в комнатах "скорой помощи" при больницах, поскольку именно сюда прежде всего обращаются пострадавшие. Пока врач оказывает первую медицинскую помощь, социальный работник устанавливает причину происшествия, разъясняет возможные последствия и предлагает дальнейшую помощь по изменению ситуации. В случае необходимости (если женщина решает подать в суд) в больницу вызывают представителей милиции.

Для изучения (диагностики) ситуации разработан специальный протокол в помощь социальным работникам, практикующим при больницах (хотя он может быть использован и любым другим специалистом). Протокол содержит графы, позволяющие фиксировать замечания и наблюдения терапевта, медсестры и социального работника. Благодаря ему появляется возможность оказать наиболее адекватную медицинскую помощь. Кроме того, протокол документально подтверждает (в нем имеются фотографии) случай насилия и может быть использован, если жертва позднее решит обратиться в суд. В протоколе указан список справочных служб и приютов, куда женщина при необходимости может обратиться.

Деятельность социального работника при больницах, бесспорно, значима, и тем не менее часто возникают трудности, обусловленные "вторичностью" его позиции по отношению к медперсоналу. Поэтому важно определить функции и статус каждого из сотрудников и утвердить их соответствующим постановлением. Поскольку проблема семейного насилия и пренебрежения предполагает пересечение областей деятельности специалистов различных профессий (сам по себе социальный работник не имеет ни четко определяемых статусом обязанностей по отношению к жертве, ни достаточных для обеспечения защиты жертвы насилия полномочий, ни всех необходимых для оказания помощи ресурсов), то закономерно, что мульти-дисциплинарный подход стал одним из основных и наиболее часто употребляемых при вмешательстве и в работе со случаем в данной ситуации.

Обычно мультидисциплинарная (межпрофессиональная) команда состоит из терапевта, медсестры, социального работника, консультирующего психиатра, психолога, адвоката, полицейского и координатора (менеджера). На координатора ложится ответственность за обеспечение согласованной работы всех участников группы, коллективное обсуждение ситуации в семье, надежность имеющихся в распоряжении сведений, коллективную оценку доступных ресурсов, а также за определение стратегии работы со случаем и функциональных обязанностей каждого привлеченного специалиста. Последний аспект деятельности команды является одной из самых серьезных проблем, так как очень трудно провести разделительную линию между пересекающимися сферами деятельности.

Вот так распределяются обязанности специалистов.

Врач-терапевт:

а) обеспечение конфиденциальных взаимоотношений между врачом и пациентом;

б) оценка степени необходимости медицинского лечения для жертвы и (или) обидчика;

в) обеспечение наилучшего среди возможного лечения;

г) ответственность за здоровье пациента. Консультант:

а) консультирование по вопросам ухода за пациентом;

б) обеспечение конфиденциальных взаимоотношений между врачом и пациентом;

в) оценка степени необходимости медицинского лечения для жертвы и (или) обидчика;

г) обеспечение выбора наилучшего возможного лечения;

д) супервизорство и консультирование младшего медицинского персонала, врачей и других специалистов.

Медсестра:

а) оценка степени необходимости медицинского ухода;

б) планирование и обеспечение медицинского ухода;

в) обучение больного самостоятельности при контроле расписания и дозы приема лекарств.

Психолог:

а) психологическая диагностика, определение и формулировка проблемы клиента;

б) выбор, планирование и реализация стратегии психологического воздействия;

в) просветительская работа среди членов команды по вопросам теоретической и практической психологии;

г) проведение исследовательской работы.

Адвокат или полицейский (милиционер):

а) консультирование группы по юридическим вопросам либо по поводу совершенного преступления;

б) помощь при сборе сведений и улик;

в) консультирование по форме вынесения обвинения, определения степени ответственности и меры наказания.

Социальный работник:

а) работа со случаем (выбор техник, направленных на формирование навыков правильного взаимодействия, обеспечение поддержки и проведение консультирования);

б) координация деятельности и консультирование социальных, ведомственных и медицинских служб;

в) выполнение при необходимости функций координатора работы мультидисциплинарной команды.

Такая межпрофессиональная команда может быть сформирована на базе как медицинского учреждения, так и социальной службы.

Независимо от типа социального учреждения и применяемой технологии работы со случаем в непосредственной коррекционно-реабилитационной работе с клиентом (семьей) наиболее распространен психосоциальный подход. Этот подход позволяет повысить эффективность работы, поскольку предполагает не только использование имеющихся социальных ресурсов, но и активизацию личностных ресурсов клиента (семьи) и применение техник психологического воздействия на агрессора, жертву и семью в целом. Соответственно коррекционно-реабилитационная деятельность может осуществляться в разных формах: индивидуальное консультирование, работа с диадой (супружеской или детско-родительской), со всей семьей, а также с отдельными группами (насильниками, жертвами и их родителями).