Кривые обучения и воспитания
Знать величину влияния каждого фактора на продуктивность обучения-воспитания, безусловно, очень важно. Но не менее важно знать и характер (форму) этого влияния, т.е. закон, по которому осуществляется изменение одной величины по отношению к другой. Из курса элементарной математики известно, что если две какие-либо переменные связаны между собой в динамическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значительно облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость зримой. Кривая показывает динамику взаимной связи. Не зная последней, невозможно ставить и решать задачи оптимального управления формированием конечного продукта.
Принято считать, что первую в психологии обучения кривую взаимосвязи построил немецкий психолог Герман Эббингауз (1850–1909). Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени (рис. 4.2). С тех пор кривые начинают все шире применяться для описания психологических и педагогических зависимостей (связей), получив общее название кривых обучения-воспитания.
Рис. 4.2. Кривая забывания
Построить кривую – конечная и привлекательная цель каждого исследования – задача очень нелегкая, учитывая специфику педагогики. Ведь для построения кривой необходимо скрупулезно выполнить экспериментальные исследования, выяснить все особенности исследуемой связи. К нынешнему времени с помощью кривых удалось описать сравнительно небольшое число педагогических процессов.
Исторически сложилось так, что подавляющее число зафиксированных с помощью кривых связей относится к дидактическим процессам. В то же время процессы воспитания как более сложные и тонкие кривыми охарактеризовать значительно труднее, а в большинстве случаев невозможно. Описание с помощью формул, скажем, процесса формирования мировоззрения равнозначно выведению формулы жизни: не такого уровня математика нужна для описания сложнейших педагогических процессов. Как уже отмечалось, для установления иерархии между факторами эдукации необходимо иметь общее основание (базис), в качестве которого выступает продуктивность обучения. Необходимо такое основание и для построения кривых, и для этой цели трудно подобрать более емкое образование, чем все та же продуктивность, ради обеспечения которой и осуществляется процесс. Таким образом, кривые будут показывать, как влияют различные факторы на продуктивность ЭП. Венцом теоретической педагогики станет создание каталога кривых, описание процессов обучения-воспитания на языке функциональных зависимостей. Работа по выявлению новых и упорядочению уже известных кривых очень оживилась в связи с эффективным решением ряда проблем компьютеризации ЭП, и можно надеяться, что прогресс в этой области будет развиваться опережающими темпами.
На рис. 4.3 показана кривая зависимости продуктивности усвоения (П) от количества учебного материала (х).
Рис. 4.3. Зависимость продуктивности обучения от количества материала
На рис. 4.4 показана кривая зависимости продуктивности ЭП от качества (субъективной трудности и объективной сложности) (II) учебного материала (х). Очевидно, что трудность и сложность учебного материала па продуктивность обучения влияют гораздо сильнее, чем его количество, что постоянно подтверждается практикой.
Рис. 4.4. Зависимость продуктивности обучения от сложности и трудности материала
Зная количество и качество учебного материала, можно легко и быстро по формулам рассчитать, каким будет показатель продуктивности эдукации. Теоретическая педагогика тяготеет к уточнению эмпирически нащупанных взаимосвязей. Появились новые исследования, в которых неметрическим параметрам ЭП придается количественное обоснование, и таких исследований становится все больше[1].
В гл. 5, посвященной закономерностям процесса эдукации, вы обнаружите еще несколько кривых обучения. На горизонтальных осях (X) в большинстве случаев отложены значения, которые "пробегает" фактор. По вертикальным осям (Y) отложена продуктивность эдукации. Анализируя кривые, видим, что они имеют различные углы прилежания к оси X: некоторые из них пологие, другие круто взмывают, быстро достигая максимума. Это свидетельствует в первую очередь о том, что сила (степень) влияния факторов различна. Чем ближе кривая прилегает к оси Y, тем выше коэффициент корреляции фактора с продуктивностью обучения и тем больше последняя зависит от указанного фактора. Некоторые кривые имеют гипотетический характер. Все кривые сглажены по отношению к опытным данным и выражают общую тенденцию.