Критическая теория М. Хоркхаймера и Т. Адорно
Макс Хоркхаймер (1895-1973), будучи основателем Франкфуртской школы, выдвинул обширную программу социальных исследований, которая охватывала область культуры в широком се понимании, включая науку, религию, искусство, мораль, право, общественное мнение, стиль жизни, спорт, моду, развлечения. Он поставил задачу создания целостной теории современного общества, которая была нацелена на изучение изменений и особенностей современной социокультурной ситуации и привела бы к выявлению новых возможностей, а в перспективе - к новой культурной и социальной практике. Все эти постулаты и составили основу критической теории - главного создания Франкфуртской школы, которая разрабатывалась более 40 лет. Эта теория внесла значительный вклад в культурфилософское осмысление европейской культуры XX в.
Одним из важнейших направлений созданной ими критической теории было осмысление места разума в истории и его воздействия на социокультурную сферу. В ряде своих работ ("Разум и инстинкт самосохранения", "Затмение разума. К критике инструментального разума") М. Хоркхаймер показал, что растущая рациональность средств и целей влечет за собой господство формальной рациональности, нивелировку ценностей, что в итоге приводит к упадку общества, разрушению культуры. Особенно остро эта проблема прозвучала в работе "Диалектика Просвещения" (1947), написанной совместно с Т. Адорно. В ней поставлен вопрос о саморазрушении Просвещения, т.е. о том, к каким негативным последствиям привела реализация просветительского проекта. Просвещение стремилось разрушить мифы и свергнуть воображение посредством знания. Вслед за Ф. Бэконом они повторяют, что знание является силой; техника есть сущность этого знания. Мир становится все более рационализированным и прагматичным, поскольку люди озабочены тем, как лучше использовать технику, чтобы поработить природу, а также и человека. Нарастание степени рационализации мира, согласно Т. Адорно и М. Хоркхаймеру, связано со все более возрастающим подавлением жизненных основ человеческого существования. Просвещение выжигает даже последние остатки чувства собственного достоинства. Авторы фиксируют целый ряд антиномичных процессов, порожденных реализацией просветительского проекта: прогресс оборачивается регрессом; поток точной информации и прилизанных развлечений одновременно и умудряет, и оглупляет людей. Они утверждают, что Просвещение тоталитарно, что страх и цивилизация оказываются неразделимы, что развитие культуры происходило под знаком палача. Эти аспекты анализа культуры во многом были продиктованы потребностью осмысления фашизма - явления, сформировавшегося в Европе по мере реализации просветительского проекта.
В этой же работе уделено внимание целому ряду проблем, связанных со становлением в XX в. культуриндустрии, которая, по мнению авторов, продолжает просветительскую тенденцию обмана масс. Мыслители считают, что культура все более накладывает на все свои составляющие печать единообразия. Находя множество негативных явлений, сопутствующих массовой культуре, таких как стереотипность образов, отсутствие новизны, превознесение "опостылевшей обыденности", авторы все же отмечают тот факт, что "слияние культуры с развлечением приводит не только к деградации культуры, но и в такой же мере к неизбежному одухотворению развлечения". Кроме того, "развлечение способствует очищению аффекта, выполняя ту функцию, которую уже Аристотель приписывал трагедии <...> культуриндустрия содержит в себе истину о катарсисе". Эта совместная работа стала хрестоматийной для изучения процессов формирования массовой культуры, набирающих силу в XX в. Ее можно рассматривать как своеобразный культурфилософский манифест Франкфуртской школы, повествующий об исторических истоках кризиса, порожденного репрессивностью разума и остро переживаемого людьми в XX в. В своей совместной работе Т. Адорно и М. Хоркхаймер отмечают характерные черты культуры XX в.: она превращается в рекламу, товар. Весь текст книги звучит чрезвычайно актуально, хотя и прошло более полувека после ее написания.