Критерии выбора в транспортировке
Задачи выбора, как известно, решаются на основе каких-либо критериев. Большинство задач выбора в транспортировке — сложные многокритериальные задачи. Основные критерии выбора в области транспортировки — это стоимость (затраты) доставки, время, затрачиваемое на транспортировку, качество транспортного и сопутствующего сервиса, выполнение дополнительных услуг и др.
Выбор варианта транспортировки по стоимостному (затратному) критерию осуществляется с помощью сравнения значений затрат при разных вариантах доставки, которые зависят как минимум от двух основных факторов: расстояния между отправителем и получателем и объемом (массой) предъявляемого к транспортировке груза.
Скорость (срок) доставки является временным критерием, имеющим взаимосвязь со стоимостным. Критерию времени доставки отдается приоритет в случаях экстренных, срочных заказов.
Критерий качества транспортного сервиса является комплексным критерием, включающим в себя соблюдение сроков отдельных операций и времени полного цикла доставки, обеспечение сохранности перевозимых товаров, готовность реализовать индивидуальный подход к обслуживанию, репутацию транспортного оператора на рынке, безопасность, эффективность применяемых методов управления логистическими рисками, например надежность страховой защиты, и др.
При организации доставки разных товаров критерии выбора могут различаться из-за разных свойств грузов, параметров заказа и других факторов.
Выбор варианта доставки по одному критерию представляется более простым. Однако такие ситуации весьма редки и выбор альтернатив в транспортировке не часто производится по одному критерию, поскольку самый лучший вариант, например, по времени доставки может быть настолько дорогим, что окажется неприемлемым по параметрам затрат; а самый лучший вариант по стоимостному критерию может оказаться чрезмерно продолжительным или ненадежным.
Если при выборе варианта транспортировки решающими являются несколько критериев, то выбор варианта производится с применением методов решения многокритериальных задач, предусматривающих компромиссное решение. Модели выбора варианта транспортировки должны предполагать возможность корректировки системы критериев, задания значимости (весовых коэффициентов) и ранжирования критериев, нахождения наилучшего решения при равной или разной важности критериев выбора.
Транспортировка может выполняться собственным транспортом предприятия, владеющего товаром, или с привлечением логистических посредников, которые выполняют отдельные операции по транспортировке или комплекс логистических услуг, поэтому одной из процедур выбора в транспортировке наряду с выбором способа перевозки и видов транспорта является выбор логистических посредников: перевозчиков, экспедиторов и др.
Выбор логистического посредника в транспортировке осуществляется по ряду критериев (табл. 8.3).
Таблица 8.3. Критерии выбора перевозчиков[1]
Критерий (показатель) |
Ранг |
Надежность времени доставки (транзита) |
1 |
Тарифы (затраты) доставки "от двери до двери" |
2 |
Общее время транзита "ДТД" |
3 |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа |
4 |
Финансовая стабильность перевозчика |
5 |
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) |
6 |
Стабильность предоставления услуг |
7 |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза |
8 |
Потери и хищения груза (сохранность груза) |
9 |
Экспедирование отправок |
10 |
Квалификация персонала |
11 |
Мониторинг отправок |
12 |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса |
13 |
Гибкость схем маршрутизации перевозок |
14 |
Сервис на линии |
15 |
Процедура заявки (заказа транспортировки) |
16 |
Качество организации продаж транспортных услуг |
17 |
Наличие специализированного оборудования |
18 |
Для выбора перевозчика можно использовать несколько наиболее значимых критериев из числа представленных в табл. 8.3. Логистических посредников в транспортировке можно рассматривать как поставщиков транспортных услуг, и для выбора наилучшего из них можно воспользоваться алгоритмом выбора поставщика, рассмотренным в гл. 5.