Критерии профессиональной пригодности в спорте
Как известно, существуют определенные особенности психики спортсмена, которые определяют эффективность спортивной деятельности. Это — специальные способности. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена.
Как известно, в качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:
— подструктура на уровне нервных процессов;
— подструктура на уровне психических процессов;
— подструктура на уровне личностной направленности и социально обусловленных отношений. Последняя, высшая, выполняет функцию объединения подструктур в единую структуру пригодности.
Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой (стайерский бег, гребля, лыжный спорт), сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что некоторые французские спортивные психологи даже считает главной способностью стайера "любовь к терпению". Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.
Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам, структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.
Лабильность нервных процессов также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, "взрывных" действиях.
Быстрота "врабатываемости", способность "с ходу" включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.
Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает стабильность соревновательной деятельности спортсменов.
"В состав каждой способности человека входят некоторые операции, посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов" (С. Л. Рубинштейн).
Психические качества не есть нечто раз и навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на сензитивные, элективные и индифферентные.
Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести "чувство времени", показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона.
Соответственно у спортсменов с высокоразвитым "чувством времени" по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.
Элективные качества отличаются избирательным изменением при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителей спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.
Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа (например, в хоккее она выше у нападающих, чем у защитников).
Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные (значимые) и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:
— быстроту и точность реакции выбора;
— точность антиципирующей реакции (реакции на движущийся объект);
— "чувство времени";
— "чувство дистанции";
— быстроту решения оперативных задач при наличии 3—5 вариантов решений и А—6 ходов, необходимых для правильного решения;
— точность вероятностного прогноза при реагировании на разновероятностные сигналы;
— интенсивность и устойчивость внимания.
Такие особенности психических качеств в их динамике должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей спортсменов.
При отборе обращается особое внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества (высшая подструктура спортивной пригодности).
Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за поведением спортсмена.
Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, поскольку практически всегда необходимо действовать как можно лучше — определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено типологическими и личностными особенностями спортсмена.
Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения ("кто есть кто"). Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.
Выделяются следующие этапы спортивного отбора:
— определение пригодности к спортивной деятельности;
— определение пригодности к спортивной деятельности в конкретном виде спорта;
— дифференциация по спортивному амплуа;
— определение перспективности к достижению результатов мирового уровня;
— определение социально-психологических свойств, обеспечивающих совместимость спортсмена с другими членами элитного клуба, сборной команды.
Для спортивного отбора центральным является психологический фактор, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими свойствами и качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Уместно вспомнить определение П. В. Бундзена о том, что "эффективность соревновательной деятельности — это производное состояния общей готовности спортсмена и его соревновательной надежности".