Критерии оценки персонала
В любых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование оценивать работника по деловым, так и по личностным качествам. Для этого необходимо сформировать соответствующие критерии оценки (рис. 7.11).
Рис. 7.11. Критерии оценок
Критерии оценки персонала – это признаки, характеризующие степень проявления тех или иных деловых и личностных качеств человека, результативность его труда, мотивационную среду и трудовое поведение.
В зависимости от методов оценки персонала используются различные шкалы измерения показателей оценки. Они могут быть количественными, отражающими степень проявления признака в баллах, и качественными, с использованием конкретных описаний, примеров и ситуаций проявления оцениваемого признака.
Разработку критериев оценки необходимо проводить на основе стандартов профессии, но с учетом требований, предъявляемых руководителем подразделения к своим работникам. В этом случае, участвуя в разработке критериев оценки, руководитель выступает в качестве эксперта. Участие линейного руководителя помогает службе персонала избежать трудностей при выборе методов оценки, при составлении плана обучения и дальнейшего развития сотрудников.
Виды оценки персонала следует различать по многим критериям, которые используются в производственной практике.
С критериями систематичности выделяют:
а) системную оценку, осуществляемую путем всех важнейших признаков оценки (например, процесс оценки, критерии оценки, способ измерения оценки);
б) бессистемную оценку, при которой оценивающему лицу предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса оценки, критериев оценки.
С критериями регулярности различают:
а) регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например, для определения размера вознаграждения. Обычно такие непрерывные персональные оценки проводятся с периодичностью раз в полгода, в год, в два года;
б) оценки, обусловленные каким-то случаем, например: истечением испытательного срока, перемещением и передвижением по службе, мерами дисциплинарной ответственности, желанием получить справку-характеристику с места работы, увольнением.
В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают несколько видов персональных оценок:
а) количественную, связанную исключительно с количественными показателями труда, для чего используется достигнутый результат;
б) качественную, учитывающую качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива и т.д.);
в) аналитическое оценивание, которое происходит при суммировании оценок по всем критериям (используют преимущественно в производственной практике).
Персональные оценки могут проводиться как с ведома, так и без ведома оцениваемого, при этом не важно, объявлялось это или нет, а также получил сотрудник результаты оценки или нет.
При проведении оценки персонала можно выделить несколько этапов (рис. 7.12).
Для иллюстрации приведем пример плановых подготовительных мероприятий, проводимых обычно в компаниях при подготовке к первой оценке персонала (табл. 7.4).
Рис. 7.12. Процесс исполнения персонала (на примере ООО "Артемида")
Таблица 7.4
Подготовительные мероприятия к оценке персонала
№ |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
1 |
Утверждение |
|
Плана мероприятий по проведению аттестации |
||
Продолжение аттестации |
||
Графика проведения аттестации |
||
Состав аттестационных комиссий |
||
2 |
Издание приказов |
|
Об утверждении Положения об аттестации в компании |
||
О проведении аттестации |
||
Об утверждении плана-графика аттестации |
||
Об утверждении состава аттестационных комиссий |
||
3 |
Информирование сотрудников о проведении аттестации (сроках, целях, порядке и пр.) |
|
4 |
Разработка |
|
Должностных инструкций |
||
Критериев оценки эффективности должностей, типовых оцениваемых параметров и компетенций по категориям: |
||
производственные показатели |
||
профессиональные качества |
||
управленческие качества |
||
личные характеристики, взаимоотношения в коллективе для каждой позиции основного, управленческого и руководящего состава |
||
Аттестационных листов и бланков оценки |
||
Шкал оценки |
||
Аттестационных упражнений |
||
Методических материалов по проведению аттестации |
||
5 |
Исследование мотивационных стимулов подразделений |
|
6 |
Обучающие тренинги по проведению аттестации |
|
7 |
Проведение аттестации в соответствии с утвержденным графиком |
|
8 |
Подведение и анализ итогов |
|
9 |
Обратная связь с сотрудниками по итогам аттестации |
Процедура подготовки оценки предполагает выполнение таких обязательных мероприятий, как:
• разработка методики оценки;
• определение субъектов оценки;
• определение времени и места проведения оценки;
• установление процедуры подведения итогов оценивания;
• проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
• консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
Субъектами оценки можно назвать тех, кто осуществляет процесс оценки. Ими могут быть отдельные лица, социальные группы и социальные институты. Выбор того или иного субъекта оценки персонала должен осуществляться исходя из следующих принципов:
• компетентности: субъект должен обладать способностями и навыками использования инструментов оценки в соответствии с принятой в организации методологией управления персоналом;
• информированности: чем детальнее оценка, тем больше подробностей об оцениваемом объекте должен знать субъект. Исходя из принципа информированности необходимо привлекать субъекты только в той мере, в какой они могут сделать необходимые оценки, т.е. субъект может оценивать не весь объект в целом, а только те его характеристики, по которым он обладает достаточной информацией, а оценки других качеств могут приниматься лишь как ориентиры. Данный принцип служит для повышения уровня обоснованности и надежности оценки;
• экономичности: должен быть выбран такой субъект оценки, который обеспечит необходимый уровень достоверности и надежности оценки при оправданных для этой цели затрат (ресурсов времени и средств).
Существует видение кадрового менеджмента, согласно которому оценка персонала, это функция отдела по работе с персоналом. В рамках концепции управления человеческими ресурсами, которую в последнее время используют некоторые российские компании, функции отдела персонала постепенно передают линейным руководителям, оставляя за менеджерами по персоналу роль создания программ и систем, а также обучение линейных менеджеров. С такой точки зрения разработка и внедрение систем оценки (формулирование целей, разработка процедуры, обучение тех, кто будет проводить оценку) – функция менеджера по персоналу, а непосредственно оценка персонала – одна из целей работы линейных менеджеров, по результатам которой они должны ставить задачи своим подчиненным исходя из выявленных сильных и слабых сторон каждого.
Высшие руководители организации могут пользоваться оценками-результатами, которые по их предварительному решению или в силу сложившегося разделения труда были получены другими субъектами. В этом смысле они выступают в качестве субъектов оценки лишь опосредованно. К непосредственным субъектам оценки относим тех, кто участвует в проведении процесса оценки, определяет его методологию, методы, разрабатывает технологию и инструменты.
Специалисты группируют субъекты оценки на основании следующего: по иерархической подчиненности (руководители, подчиненные, коллеги); количеству участников (коллективные и индивидуальные); отношению к организации (субъекты, работающие в организации и внешние субъекты); степени специализации в процессе оценки (специализированные субъекты и неспециализированные, в обязанности которых не входят непосредственно функции оценки персонала); степени формальной организованности (организационно оформленные и неформальные).
Таким образом, рассмотренная нами классификация показывает, что в оценке персонала могут и должны принимать участие различные субъекты.
Иная проблема – установка периодичности оценки персонала. Она зависит от следующих параметров:
а) цели оценки;
б) темпа изменений в объекте оценки (эффективность труда требует частых оценок, знания меняются медленно, еще медленнее личные качества, следовательно, периодичность должна учитывать и это);
в) затрат и сложности процедуры оценки, так как затраты могут не оправдать выгод, полученных в результате проведения оценки.
Выделяют регулярную, основную оценку персонала, проводимую раз в три-пять лет; регулярную, промежуточную, упрощенную оценку преимущественно итогов текущей работы (для руководителей и специалистов – раз в год, для остального персонала – раз в месяц, квартал) и нерегулярную, проводимую по мере необходимости.