Заключение
Начавшись с античных описаний (исторических, вроде работ Страбона и Плутарха, или описаний памятников искусства Плиния Старшего и Павсания), со средневековых хроник, в эпоху Возрождения знания об искусстве вылились в труд Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", по сути, уже первую историю искусства (1550). Но только в XVIII в. человечество назвало "отцом искусствознания" Йоханна Иоахима Винкельмана, в результате археологических работ в Италии написавшего свою фундаментальную "Историю искусства древности", вышедшую из печати в 1764 г., так как это была первая попытка отделить западноевропейскую историю искусства от истории как таковой.
Искусство творит свой собственный мир так, как он видится художнику, но несомненно, что оно отражает исторические, общественные, даже политические изменения в человеческом социуме. Вместе с тем деление искусства на определенные исторические этапы в большой степени условно, ибо творчество художника, стиль его образного мышления принадлежат столь же его поколению, сколь и нам, современникам. Эпохи в искусстве находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Каждый из этапов рожден на почве прошедшего и оставляет часть себя будущему. Эта непрерывность развития не означает, однако, равномерного поступательного движения во всем творческом процессе. Слово "прогресс" вообще вряд ли применимо к культуре, скорее уж можно говорить о "накоплении". Художественное развитие всегда неравномерно: одни виды искусства на определенных этапах выдвигаются вперед, другие отстают, творчество складывается из блистательных взлетов и неизбежных падений, из потерь и находок; оно знает эпохи бурного развития и временного затишья.
Сама история искусства - лишь часть искусствознания, той огромной исследовательской области, которую составляет еще и теория искусства, изучающая его общие закономерности и особенности, и художественная критика, нацеленная в основном на проблемы современности. На помощь искусствознанию приходит иконография, иконология, знаточество, к которым примыкает множество других вспомогательных дисциплин. Мы избрали своей целью лишь проследить "магистральную линию" развития искусства Западной Европы от "детства человечества" - Античности - до конца недавно ушедшего столетия.
Но всегда нужно помнить, что история искусства - это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьба различных стилей, направлений, течений, школ и методов. Творящий эту сложную ткань искусства художник исходит не только из своих собственных наблюдений, он опирается на богатые национальные традиции, многовековой опыт культуры всего человечества - даже тогда, когда как будто противопоставляет ему свое миропонимание. Тем не менее на всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя - в лучших своих произведениях - красоту и истину. Формы изображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает человеку познать самого себя и осознать свое место в системе мироздания. Будем помнить, как говорил великий английский писатель Диккенс, что "...колесо времени катится к определенной конечной цели и что мир в своей основе становится лучше, благороднее, терпимее и вселяет в нас все больше надежд".