Критерии качества образовательных программ

Важнейшей задачей в рамках формирования ЕПВО является разработка стратегии повышения качества образовательных программ, способствующей взаимному доверию и пониманию между вузами и обеспечивающей взаимное признание квалификаций и сроков обучения [200. С. 119]. В соответствии с требованиями Болонского процесса каждая образовательная программа должна отвечать потребностям общества, вести к трудоустройству, воспитывать гражданские качества, признаваться научным сообществом и иметь достаточно прозрачную структуру, позволяющую комбинировать ее с программами других вузов и тем самым обеспечивать мобильность студентов и признание результатов обучения в других странах. Кроме того, образовательная программа должна быть понятна, признана и достаточно привлекательна для значительного числа успешных отечественных и зарубежных студентов. Дополнительными критериями качества образовательной программы является правильный выбор способов достижения учебных целей, согласованность и связность отдельных элементов.

В большинстве европейских стран – участниц Болонского процесса, где существует уровневая система высшего образования, активно разрабатываются образовательные программы разных уровней высшего образования двух видов – академического и профессионального. Под академическими программами понимаются программы, готовящие выпускников к исследовательской научной деятельности, под профессиональными программами – такие, которые готовят к практической, прикладной профессиональной деятельности. Указанное разделение существует прежде всего на уровне программ бакалавриата, однако сейчас в некоторых странах (например в Ирландии и др.) оно распространяется и на программы уровня магистратуры и даже докторантуры.

Согласно концепции проекта TUNING критериями качества при разработке и реализации образовательных программ являются:

– гарантированное "соответствие целей" (т.е. уместность выбранных целей, учет ожиданий студентов, преподавателей, работодателей, а также более широких требований Болонского процесса);

– гарантированное "соответствие целям" (т.е. возможность достижения заявленных целей с помощью программы) [200. С. 120].

Особое внимание в проекте TUNING уделяется повышению качества образовательных программ, где принято следующее определение: "Повышение качества программ означает непрерывные усилия, нацеленные на совершенствование структуры и содержания программ, их внедрение и реализацию" [200. С. 121]. При этом реализация процесса повышения качества образовательных программ основана на нескольких базовых принципах:

– ресурсная обеспеченность;

– выявление востребованности программы;

– определение соответствующих профилю программы результатов обучения в терминах компетенций;

– полное и четкое описание квалификационного профиля программы;

– корректное распределение кредитов по структурным единицам программы;

– выбор методов обучения и оценки, соответствующих целям программы.

Наличие ресурсов – необходимое условие реализации любой программы, при этом качество ресурсов напрямую влияет на качество программы. Отдельный вид ресурсов – высококвалифицированные преподавательские и административные кадры, а также инструкторы и тьюторы (в случае обучения без отрыва от работы). Другим важным видом ресурсов являются условия, в которых происходит учебная и исследовательская деятельность, и соответствующая материально- техническая база. Оба вида ресурсов подлежат постоянному совершенствованию. В случае кадровых ресурсов это означает, что сотрудники учебного заведения должны иметь возможность знакомиться с новыми подходами к обучению и преподаванию.

Другой элемент – "востребованность образовательной программы" – определяется в ходе широкого процесса консультаций. В этом процессе должны участвовать, во-первых, профессионалы, профессиональные организации и прочие заинтересованные стороны. Для получения информации об общих и специализированных компетенциях, которые востребованы в каждой предметной области, могут быть использованы серии анкет, разработанные в ходе проекта TUNING [197]. Еще одна группа участников – представители академического сообщества, специалисты по различным дисциплинам, которым принадлежит ведущая роль в определении академических контрольных параметров для каждого предмета, включенного в программу.

Процесс разработки самой учебной программы ложится на плечи преподавателей учебного заведения, в задачи которых входит включение в программу выявленных ранее контрольных параметров, а также оптимальное использование сильных сторон и компетенций имеющихся кадров.

В основе каждой образовательной программы должен лежать квалификационный профиль, четко определяющий цели и задачи программы. Максимально ясно цели программы можно сформулировать в виде запланированных результатов обучения. С профилем программы должны быть увязаны также структура учебного плана и схемы оценки работы студентов.

Учебный план разрабатывается с ориентацией на конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ обучения, с учетом уровня, на который должен выйти студент по окончании обучения. Кроме того, при разработке учебного плана следует учитывать требование формирования общих компетенций выпускника, обеспечивающих его готовность к трудоустройству и к жизни в гражданском обществе. В то же время учебный план не должен быть перегружен посторонним и второстепенным материалом. Указанные задачи напрямую влияют на размер нагрузки студента (т.е. на структуру кредитов ECTS), а также на выбор методов обучения.

Для контроля и проверки эффективности учебной программы требуется наличие системы оценки учебного процесса. Меры по контролю за реализацией учебной программы включают систематический сбор и анализ статистических данных о ряде ключевых показателей, например: процент успешно сдающих экзамены; процент получивших трудоустройство или переходящих на следующий уровень образования; количество зачисленных студентов; оценка удовлетворенности студентов условиями, процессом и результатами обучения (результаты опросов); отзывы от организаций-партнеров и т.д.

Результаты оценки учебного процесса доводятся до сведения всех структур вуза. Обязательным условием является наличие механизмов обратной и опережающей связи, в которые должны вовлекаться (например путем анкетирования) студенты, выпускники и преподаватели и которые позволяют получить сведения об учебном процессе как в конкретный момент времени, так и в динамике. Механизмы обратной связи предназначены для того, чтобы можно было своевременно устранять недостатки в преподавании или структуры учебной программы.

Механизмы опережающей связи помогают прогнозировать будущие изменения и учитывать эти прогнозы при усовершенствовании и развитии учебных программ [200. С. 124].

Перечень ключевых вопросов для разработки, внедрения, реализации и оценки образовательных программ в рамках формирования ЕПВО и контрольная таблица для их оценки, разработанные в рамках проекта TUNING, представлены в приложении 3.