Крестьянский вопрос
"Оскудение" земледельческого Центра России, падение платежеспособности крестьян и рост аграрных волнений заставили правительство заняться пересмотром законодательства по "крестьянскому вопросу". С этой целью 22 января 1902 г. под председательством Витте было учреждено специальное межведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Оно должно было изучить положение деревни, разработать предложения "об улучшении быта и благосостояния крестьян" и новые принципы сельскохозяйственной политики. На местах были образованы 82 губернских и 536 уездных комитетов. Во главе губернских комитетов были поставлены губернаторы, а уездных — уездные предводители дворянства. Всего в местных комитетах насчитывалось 12 тыс. членов, причем дворян и чиновников в уездных комитетах было более половины, а в губернских — свыше двух третей.
Особое совещание действовало около трех лет (1902— 1905). С целью изучения итогов действия крестьянской реформы 1861 г. был собран и систематизирован большой статистический материал о положении деревни за 40 лет, который был затем опубликован в трех объемистых томах.
Несмотря на различия в мнениях, в целом центральный и местные комитеты пришли к выводу о необходимости расширить имущественные и гражданские права крестьян, уравнять их с другими сословиями, но главное — содействовать переходу крестьян от общинного к "подворному и хуторскому владению". Тем самым предлагалась мера, которая потом была воспринята и проведена П. Л. Столыпиным, с той лишь разницей, что отвергалась всякая насильственная ломка общинных порядков. Более того, в опубликованной в 1904 г. "Записке по крестьянскому делу" Витте предлагал не ликвидацию общины, а придание ей формы свободной ассоциации производителей, при этом прежние административные функции общины должны были отойти к новым органам — волостным земствам. Вместе с тем он наслаивал на создании из крестьян "класса земельных собственников" как гарантии социальной стабильности. Он доказывал, что "прочно обеспеченный землей крестьянин есть наиболее консервативная сила, главная опора порядка; он же — наиболее надежный работник для помещика". Поэтому "обеспечение массы населения землею есть лучшая гарантия прочности и государственного порядка". Однако, рассуждал он далее, "это налагает на правительство обязанность принять своевременные меры к обеспечению за крестьянской массой ее земельной собственности".
Осуществление предложений Особого совещания и самого Витте правительство в данный момент признало преждевременным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждался принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного владения и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем по инициативе
Витте были проведены такие важные меры, как отмена 12 марта 1903 г. круговой поруки и издание в 1904 г. законов, облегчавших переселение и паспортный режим для крестьян.
Рабочий вопрос
Действия правительства в "рабочем вопросе" сводились к противодействию нараставшему рабочему движению. При этом правительство осознавало неэффективность одних только репрессивных мер против рабочих стачек. В 1894 г. был издан закон о реорганизации фабричной инспекции, который существенно увеличил ее состав и расширил прерогативы. Фабричным инспекторам вменялось в обязанность глубже вникать в нужды рабочих, выявлять причины их недовольства.
Принимались меры к "упорядочению" продолжительности рабочего дня. Согласно изданному 2 июня 1897 г. закону рабочий день не должен был превышать 11,5 часа, а для выполнявших хотя бы частично ночные работы — не более 10 часов. Контроль за выполнением этого закона возлагался на фабричную инспекцию. Надзор фабричной инспекции распространялся практически на все крупные и средние промышленные заведения России (каковых в то время насчитывалось 20 тыс.). В июне 1903 г. были изданы законы о страховании рабочих за счет предпринимателей и о введении па предприятиях должностей рабочих старост.
Под влиянием роста стачечного движения рабочих решено было также под контролем полиции создать "общества взаимного вспомоществования рабочих", чтобы отвлечь их от самостоятельной прямой борьбы за свои права.
Идея создания таких "рабочих обществ" принадлежала начальнику московского охранного отделения С. В. Зубатову, почему эта политика "полицейского социализма" и получила название "зубатовщины". План создания таких легальных рабочих организаций был разработан для Зубатова бывшим членом Исполнительного комитета "Народной воли", перешедшим потом на службу к самодержавию, Львом Тихомировым в специальной "Записке". В 1901 г. Зубатов передал ее через московского обер-полицеймейстера Д. Ф. Трепова генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу, который одобрил эту идею.
В мае 1901 г. в Москве под контролем Зубатова было образовано "Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве", и устав его был представлен на утверждение властей.
В то же время Зубатов начал проводить регулярные совещания для рабочих, прозванные "зубатовским парламентом". Сначала они собирались на рабочих окраинах Москвы, затем были перенесены в аудиторию Исторического музея, где проводились диспуты. К чтению лекций для рабочих привлекались профессора Московского университета. Устраивались районные собрания рабочих. Рабочим внушалась мысль, что царь и его правительство готовы помочь им в удовлетворении их экономических требований. Зубатовские профессиональные и просветительские организации появились в Одессе, Киеве, Минске, Харькове, Николаеве и в других промышленных центрах.
19 февраля 1902 г. (к 41-й годовщине отмены крепостного права) московская зубатовская организация устроила "патриотическую манифестацию" в Кремле у памятника Александру II. Ей удалось собрать до 50 тыс. человек. Зубатов рассматривал ее как "генеральную репетицию управления народными громадами". Зубатовская организация добивалась отдельных экономических уступок от предпринимателей, что вызывало недовольство фабрикантов. Так, в 1902 г. крупный московский промышленник Ю. П. Гужон и Московский совет торговли и мануфактур подали жалобу на Зубатова в Министерство финансов. Под давлением промышленников зубатовцам было строго запрещено вмешиваться в конфликты, возникавшие между предпринимателями и рабочими.
Организация, подобная зубатовской, под названием "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга" была создана в августе 1903 г. молодым священником петербургского Дома предварительного заключения Г. А. Гапоном. К концу 1904 г. в Петербурге действовало 11 отделений гапоновского "Собрания", в которых насчитывалось до 9 тыс. рабочих. Эта организация ставила своей целью добиваться осуществления материальных требований и духовных запросов рабочих только мирными средствами, действуя строго в рамках закона. Для образования ее филиалов Гапон ездил в Москву, Киев и Полтаву. Организация действовала под надзором и с разрешения полиции. В феврале 1904 г. в Министерстве внутренних дел был утвержден ее устав. Власти стремились использовать гапоновскую организацию, как и зубатовскую, чтобы отвлечь рабочих от революционных методов борьбы за свои права.