Крестьянский реализм (деревенская проза). Крестьянин - главный носитель нравственности и опора национальной жизни
Крестьянский реализм (деревенская проза) - литературное направление русской прозы (конца 60-80-х годов). Центральная тема - современная деревня, главный герой - раскрестьяненный крестьянин (В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев). Сам термин "деревенская проза" был введен советской критикой в конце 60-х годов XX в. "Деревенской прозе" созвучна развивавшая в тот же период поэзия деревни (Н. Тряпкин, Н. Рубцов).
К истории возникновения
В 20-х годах Троцкий выделял в послереволюционном литературном процессе писателей, выражавших интересы и воззрения крестьянства. Он называл этих писателей "мужиковствующими". Однако крестьянский реализм, развивавшийся полвека спустя, не совпадает с этим художественным явлением 20-х годов, потому что деревенская проза на все явления смотрит сквозь проблемы, связанные с судьбой крестьянина, прошедшего горнило коллективизации.
Идеал
В XX в. возникли авангардистские направления искусства, отказавшиеся от идеалов прошлого и не обретшие никаких внятных новых идеалов. Возникли неомодернистские и постмодернистские направления, утверждающие бессмысленность человеческого бытия и отрицающие значение нравственных основ личности. А. Большакова пишет, что эстетический идеал "деревенской прозы" - народность, - основополагающая категория, определяющая высокую степень общечеловечности идеала.
Эстетизация крестьянского быта как (традиционно) общенародного приводит к формированию эстетического идеала: собирательного образа России в се устремленности к человечности. Возвышенная идея единства человека и родины в ее природно-народных, универсально-общечеловеческих проявлениях составляет здесь ядро эстетического идеала, претворяющего традиции русского фольклора и литературы. Эстетический идеал как максимальное, предельное воссоздание строя национального сознания (в его ценностных ориентациях) в "деревенской прозе" представляет личность, кровными узами соединенную со своим народом и человечеством, с природным саморазвитием бытия. Сопряженность эстетического идеала с художественной идеей произведения позволяет назвать "деревенскую прозу" выразительницей тех или иных граней общенациональной идеи - в ее творчески-созидательных установках, ориентации на восстановление традиционного "лада" общенационального быта и бытия, его социоисторической и природной полноты и гармонии (Большакова. 2004. С.384).
Мир экологически неблагополучен. Французский путешественник Ален Бомбар говорил, что когда он в одиночку плыл на плоту в океане, то, по его наблюдениям, океан был похож на помойку, так он был загрязнен. Общее экологическое неблагополучие мира зашло так далеко, что футурологи утверждают: мир выживет, если люди начнут жить патриархальной жизнью на природе. Это еще один довод в пользу идеалов, выдвигаемых русской деревенской прозой.
Художественная концепция
Художественная концепция крестьянского реализма: городская культура гнила и несостоятельна; города - пустыни духа, деревня - оазис, в ней истинная жизнь, потому что деревня сохранила духовные основы бытия народа.
Согласно художественной концепции этого литературного направления, крестьянин - единственный истинный представитель народа и носитель идеалов, деревня - основа возрождения страны. При этом деревенщики вначале исходили из общечеловеческих идеалов, которые только и плодотворны в искусстве. Патриархальность крестьянина утверждалась ими как высшая нравственная ценность и идеал. Однако этот идеал был противотечением всему ходу исторического развития мира, в котором шла индустриализация, зарождалась глобализация, города были мировыми центрами развития культуры, где работали театры, музеи, библиотеки, университеты, академии наук. Однако дело не только в этом. Положительные результаты крестьянскому реализму принесли общечеловеческая позиция и внимание к человеку независимо от его имущественного и карьерно-социального положения. Вскоре общечеловеческая точка зрения была вытеснена классовой - крестьянской.
Жизнь перестала измеряться общечеловеческим, а человеческое стало измеряться крестьянским. Взамен сталинской пролетарской партийности деревенщики обрели не менее узкую - крестьянскую, и сразу добрый мир превратился во враждебный, полный опасностей: иноверцы, инородцы, рок-музыка, модернизм, эротика, Запад. И стали писатели смотреть на этот мир очами отчаяния и муки, ненавидя многое в этом мире и воображая ненависть мира к себе. Так возникла иллюзорная идея русофобии, построенная по превратной закольцованной схеме: я всех вас ненавижу - значит, вы ненавидите меня, а поскольку вы меня ненавидите, я готов вас уничтожить. Так художественная концепция крестьянского реализма претерпела кризис.