Крещение Руси

После гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын-Ярополк, и поначалу казалось, что Русь продолжит свое восхождение к силе и славе. Но всё обернулось по-другому – вскоре появились грозные признаки распада государства, и вновь противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг второго сына Святослава, 13-летнего Олега, и перестали подчиняться Ярополку.

Тревожно было и в самом Киеве. Ярополк, который во время долгих отсутствий Святослава воспитывался христианкой – бабкой Ольгой, всё больше склонялся к христианству. Его женой стала красавица греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии и отосланная в Киев. Это вызывало раздражение языческой знати Киева. Положение Ярополка серьезно осложнялось. Но в борьбе против древлян объединились все. Ярополк двинул войско на земли древлян, и те под предводительством его брата Олега в очередной раз потерпели поражение. В битве за укрепленный Древлянский "град" Вруний (современный Овруч) погиб и сан Олег. Его задавили собственные воины на мосту через крепостной ров во время бегства ОТ киевской дружины.

Получив весть о гибели брата, младший сын Святослава Владимир испугался за свою судьбу и бежал из Новгорода вместе с Добрыней к варягам. Ярополк послал в Новгород своего наместника. Казалось, Русь снова объединена, но это объединение было временным. Владимир вовсе не собирался сдаваться. К этому времени ему было более двадцати лет. Из них несколько лет он уже управлял Новгородской землей.

Владимир был сыном Святослава и его ключницы рабыни Малуши Любечанки, между тем как Ярополк и Олег происходили от княжеских дочерей, жен Святослава из Венгрии и Польши, поэтому Владимир в княжеском дворце находился на второстепенном положении. На русском севере, в Новгороде, среди языческого окружения, он сформировался ив только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг тех людей, которые постоянно принижали его и вытолкнули на обочину жизни. Владимир обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей, поэтому не мог мириться с отстранением его на второй план, тем более что он был такого же возраста, как и Ярополк. Бежав в земли варягов, он тем самым выступил против власти своего сводного брата.

Два с лишним года провел Владимир в чужих краях, а близ Новгорода появился во главе сильной варяжской дружины. Он быстро восстановил свою власть в городе и выбил оттуда наместника Ярополка, после чего приступил к подготовке похода на юг. Но для этого он сначала объединил весь север. Под его знамя снова, как и при Олеге, встали новгородские словене (ильменские славяне), кривичи, чудь. Ядром рати Владимира стали бывалые воины – варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель.

По пути на юг Владимир захватил Полоцк, убил княжившего там варяга Рогволда и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду насильно сделал своей женой, дав ей славянское имя Горислава. Незадолго до этого Рогнеда отвергла сватовство Владимира, ответив, что не хочет выходить замуж за "робичича", т.е. за сына рабыни, ключницы.

Владимир шел на Киев. В столице Руси положение Ярополка становилось всё более непрочным. Дружина всё враждебнее относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Против Ярополка выступили и некоторые бояре. Назревал заговор. Владимир воспользовался этим и вступил в тайные переговоры с близкими Ярополку людьми. Один из них – воевода Блуд – обещал Владимиру помощь, за что тот в сваю очередь пообещал воеводе в случае захвата власти "многу честь".

Сначала Ярополк "затворился" в Киеве, и Владимир начал осаду города. Но потом Блуд и другие изменники уговорили великого князя оставить город под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из города, а потом по совету того же Блуда явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами.

Предание говорит о том, что Владимир после захвата Киева возвысил Блуда, щедро наградив его, а через три дня приказал убить. Перед этим он сказал ему: "Я тебе по обещанию моему честь воздал, как приятелю, а сужу как изменника и убийцу государя своего".

Таким образам, в 980 г. русский север снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победой он во многом был обязан язычникам севера. Поэтому после захвата власти он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. Своего дядю Добрыню он послал наместником в Новгород, и тот торжественно на берегу Волхова также водрузил статую Перуна. Более того, при Владимире в жертву языческим богам впервые за долгие годы были принесены живые люди и среди них – несколько христиан. Таков был обычай среди поморских славян-варягов, где долгое время прожил Владимир. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца. Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Овладев властью в Киеве, он взял себе в качестве еще одной жены красавицу-гречанку, жену своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризует Владимира в эти первые годы правления как нравственно распущенного человека, "женолюбца".

Но уже тогда Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил единство Русской земли, вновь покорив племена радимичей и вятичей, которые в годы междоусобной борьбы отказались подчиняться Киеву. Для этого Владимиру потребовались три года, причем против вятичей он совершил два похода. Продолжил новый великий князь и укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве наместников в русские земли – прежние племенные княжения. Так, старшего сына Вышеслава, а после его смерти – Ярослава (будущего Ярослава Мудрого) он направил в Новгород, младших сыновей Бориса (?–1015) послал управлять в Ростов, а Глеба (?–1015) – в Муром. То были в недавнем прошлом мятежные земли вятичей. В землях древлян стал править Святослав, а в далеком Владимире на Волыни, на границе с Польшей и Венгрией – Всеволод. В далекое Тмутараканское княжество на Таманский п-ов великий князь послал править Мстислава (?-1036).

Любопытно, что Святополку, стяну убитого им брата, Владимир не дал в управление никакой отдаленной земли. Владимир не любил его, боялся, не доверял ему и держал под присмотром недалеко от Киева. Святополк платил отчиму тем же.

Владимир продолжал активную внешнюю политику Святослава. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное сопротивление и заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось еще одно направление во внешней политике – западное: Русь вступила в борьбу с Польшей – новым славянским государством в Восточной Европе, которое возглавил его основатель князь Метко I из династии Пястов. Объектом раздора стали пограничные земли (в районе Закарпатья) вокруг так называемых червенских городов (Червен, Луцк, Перемышль, Волынь, Сутейск, Броды и др.). Русь опиралась здесь на г. Владимир (Владимир-Волынский), основанный киевским князем, названный его именем и превращенный в сильную крепость. Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил Руси эти старинные славянские земли.

Наряду с этими успехами Русь стала испытывать всё более сильное давление со стороны кочевников-печенегов. С тех пор как первая печенежская орда появилась в южнорусских степях, прошло уже почти 100 лет. Теперь многочисленные орды печенегов контролировали всё северное побережье Черного моря. Они перерезали Дорогу по Днепру, и лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли плыть на юг. Мир с печенегами стоил Руси больших денег, и все равно кочевники часто нарушали мирные соглашения, нападая на русские окраины, грабили города и села, продавали русских пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии.

Нередко они нападали и на земли вблизи Киева. Так, в 992 г. Владимир встретил печенежскую конницу близ брода на р. Трубеж (левый приток Днепра). Оба войска, как рассказывает летопись, стали друг против друга по обеим сторонам реки, и печенежский хан, по старинному боевому обычаю, предложил начать битву со схватки богатырей, пообещав, что если победит печенег, то орда будет три года разорять русские земли, а если победит русский воин, то три года будет мир. Тут же печенеги представили своего бойца – огромного и страшного па вид воина. Владимир тщетно искал ему соперника, пока, наконец, один из воинов не сказал, что у него есть младший сын, оставшийся дома (четырех старших он привел с собой на битву), который обладает большой силой. Однажды, рассердившись на отца, он разорвал в руках кожу, которую мял в чане. Владимир приказал доставить ему этого кожемяку, как называли ремесленников, готовивших кожи к обработке. Того привели в русский лагерь и испытали па силу: пустили на него разъяренного быка. Кожемяка схватил его за бок и вырвал куски кожи вместе с мясом. И тогда Владимир сказал, что выпустит его против печенега.

Наутро оба воина – огромный печенег и среднего роста русс – вышли на поединок. Когда они схватились, кожемяка сдавил врага руками и задушил, а потом приподнял и ударил о землю. Печенег упал замертво, а русские воины издали боевой клич и обрушились на врагов. Победа была полной. Вскоре в этом месте Владимир основал город, который назвал Переяславлем (современный Перекелав-Хмельницкий), в честь того, что русский воин "переял", т.е. перенял здесь славу у печенежского богатыря.

И действительно, несколько лет после этого печенеги не осмеливались нападать на русские земли, но в 996 г. они неожиданно огромными силами вновь пошли на Русь и прорвались к самому Киеву. Около г. Василев (ныне г. Васильков) Владимир вышел им навстречу, но с ним была лишь княжеская дружина, русские воеводы не успели собрать народное ополчение. В ожесточенном бою руссы были разбиты, а Владимир в одиночку бежал с ноля боя и едва успел укрыться под мостом от преследовавших его врагов. В эти критические минуты своей жизни, когда над ним проносились печенежские всадники, он поклялся в случае спасения поставить в Василеве церковь (к этому времени Владимир уже принял христианство). Вскоре князь выполнил обет, и в городе появилась церковь, напоминая людям о превратностях человеческой жизни.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство оборонительных сооружений на левобережье Днепра. Здесь появились несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Крепости располагались в 15–20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был обзор на многие километры. Как только вдали над степью появлялась дымка, это означало, что конница печенегов идет на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые видны были на больших расстояниях. Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

И еще одно важное нововведение в области военного дела на Руси ввел Владимир. В южные города-крепости он привлек богатырей, удальцов, смелых и опытных воинов со всей Руси. Здесь были выходцы из новгородских земель, вятских лесов, представители кривичей, чуди (эстов) и других пародов. Вся их жизнь состояла из постоянных схваток со степняками, смелых подвигов. Здесь вырастали богатыри, такие как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о которых на Руси складывались легенды, песни, сказания, былины. И самому Владимиру уделяется в этих легендах и былинах большое внимание как организатору русского войска, заботливому и щедрому хозяину Дружины, как человеку, преданному своим боевым товарищам. В летописи о нем говорится, что он часто устраивал в гриднице (огромной парадной комнате) совещания со своими соратниками и дружиной об устройстве страны, о ее законах, о военных делах. Там же он задавал им пиры. Однажды, услыхав, что Дружининники недовольны своими деревянными ложками, приказал выковать для них ложки из серебра и заявил: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с Дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиной доискались золота и серебра".

Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988–989 гг. Дата крещения 988 г. представлена при описании событий в "Повести временных лет". Однако сопоставление сведений ив других источников – византийских, сирийских, западных дает другую хронологию событий. Вероятнее всего, крещение Владимира и его дружины произошло в 989 г. в захваченной русским великим князем Корсуни (Херсонесе), а крещение киевлян – в 990 г., остальная Русь крестилась значительно позднее.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди знати, купцов, горожан. Сказывались и традиции – ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Была, как известно, христианкой и бабка Владимира Ольга. Но оставалось ещё сильным и язычество на Руси, особенно на севере и северо-востоке, где волхвы по-прежнему владели душами людей.

И все-таки Владимир во второй половине 980-х гг. стал осуществлять первые, пока еще очень осторожные подступы к крещению. Дело в том, что после захвата власти в Киеве Владимир многим был обязан язычникам. Он отблагодарил их деньгами, подарками и тем, что вознес язычество на первых порах на недосягаемую высоту. Но, будучи человеком властным и решительным, он вовсе не хотел впредь делить власть с языческой верхушкой, с волхвами. Своими победами, успехами внутри страны и за рубежом он возвысил значение великокняжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 980-х гг. язычники потеряли в Киеве ведущую роль.

Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных, верхушки и низов общества требовало объяснения, новой идеологической основы. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от единого Бога – и богатство, и бедность, и счастье и несчастье, давало Людям некоторое примирение с действительностью. Кроме того, главным в христианстве были не жизненные успехи – богатство, власть, военная добыча, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в загробной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любою богача, землевладельца, воина, нажившего свое добро неправедным путем, насилием. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках. Всё это учитывала верховная власть, приступая к христианизации Руси. Новая жизнь требовала новой религии.

Владимир не сразу пошел на введение христианства. В начале он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, еврейской религии – иудаизме, римском христианстве и византийском православном христианстве. Вопросы и сомнения не были случайными, поскольку монотеистические религии во многом были близки между собой. Порой их отличие заключалось лить в обрядах, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими государствами (Германией, Римом, Византией), и с мусульманскими странами (Волжско-Камской Булгарией, Хорезмом), осуществляла контакты с еврейскими общинами в Хазарском каганате и на территории Руси.

Как рассказывает летопись, Владимир посовещался с боярами и представителями городов и направил посольства в окрестные страны. По возвращении они рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Самое большое впечатление на них произвела церковная служба в греческих храмах. Послы заявили Владимиру и его дружине: "Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом". Приводит летопись и такой аргумент: когда послы: в мусульманские страны, восхваляя религию этих стран, отметили, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: "Руси есть веселие питие, не можем без того быть".

В конечном счете, Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду. Ко всему прочему, Русь и Византию связывали давнишние торговые, политические и религиозные контакты.

Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время. Шел 987 г., Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи, и трон византийского императора зашатался. Именно в это время Владимир повел переговоры с Византией о крещении Руси. Империя искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь Константинополю русское войско. Но за это он потребовал крестить Русь так, чтобы это нисколько не ущемило ее престиж и независимость. Белее того, он потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру, принцессу Анну, чтобы это еще более подняло авторитет русского великого князя и всего государства.

Греки приняли все условия, и Владимир согласился креститься. В Византию отправился сильный русский отряд, который помог императору подавить мятеж. Но когда опасность миновала, греки стали затягивать выполнение главного условия – договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал в этих условиях решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму – Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. В конце концов, с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, находившийся за городскими стенами. Стрела была пущена от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались на милость победителя.

После этого Владимир направил в Византию угрозу, что если Анна не прибудет в Херсонес, то он поведет свое войско на Константинополь. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: "Лучше мне умереть". Но император уговорил ее спасти Византию, и вскоре принцесса, ее свита, священники с иконами и церковной утварью прибыли в Херсонес.

В завоеванном Херсонесе Владимир и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и часть его дружины.

Возвратившись на Русь, Владимир не дал Византии поставить своего человека во главе Русской церкви, а, видимо, определил на этот пост своего сторонника Анастаса, которого он взял в Киев из Херсонеса. Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить Киев и остальную Русь.

В жаркий июньский день 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Там над зашедшими в воду мужчинами, женщинами и детьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них в честь своего святого – Василия он указал поставить там, где возвышалась ранее статуя Перуна.

Следом началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не всё проходило так мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Язычники во главе с волхвами выступили против появления в городе воеводы со священниками и крестами. При этом его Двор был сожжен, а близкие люди убиты. Лишь после ожесточенных стычек Добрыне удалось усмирить восставших. И здесь статую Перуна сбросили в реку. Многие были жестоко наказаны.

С таким же трудом вводилось христианство в земле вятичей и в других землях. В сельских, лесных районах язычество ещё долго сохраняло свои позиции, и христианские священники опасались появляться в этих краях.

В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора Святой Богородицы. На ОГЛАВЛЕНИЕ храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов, поэтому церковь стала называться Десятинной. (То же делали язычники – балтийские славяне для содержания храма бога Святонита в г. Аркана на о. Рюген в южной части Балтийского моря).

Но пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в храмах, клали поклоны перед домашними иконами, но в Рождество Христово справляли праздник Коляды. Праздновалась и масленица. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк очень напоминал бога Перуна. Такое положение, когда в обществе уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно по существу дошло и до наших дней.

Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При храмах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские художники-иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений.

Содействовали церковные организации и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI–XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем Церковь стала высшим авторитетом по делам семенным и разбирала все семейные конфликты, призывая: людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери, Она содействовала укреплению семьи. Влияла Церковь и на усиление единства Руси, выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли задачи миротворцев в княжеских распрях.

Вместе с тем Церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его "латинством" и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую, римскую религию, изолировало Русь от европейской культуры. В церковных хозяйствах стал применяться Труд подневольных, зависимых людей. Некоторые церковники и монастыри занимались ростовщичеством и обирали людей. Бывали случаи, когда видные деятели Церкви участвовали в политических интригах. Таким образом, нередко слово у Церкви расходилось с делом, а это вызывало ярость простых людей.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым к беднякам. Известны его частые раздачи денег нуждающимся людям, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли придти к нему за стол, он приказывал возить пищу (хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед, квас) по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это было неслыханно в тогдашнем мире и принесло Владимиру любовь и славу народа. По существу при нем на Руси было полажено начало системы благотворительности, которую инициировал и поддерживал сам великий князь. В дальнейшем Церковь стала почитать Владимира как русского апостола-первокрестителя и канонизировала его.