Крепости: архитектура и оборона, замки, монастыри
Ярким примером пересечения требований современной жизни и непосредственных нужд исторических мест, несущих в том числе и музейную, и туристическую функции, является ситуация с монастырями. Рассмотрим монастыри как современные объекты для туризма и музейных экскурсий на примере России и балканских стран; выгодные примеры решений, совмещающих "ответы" на нужды духовные (монахи; паломники); культурные (светские туристы) и экономические (монастырь, реализующий музейную функцию; возможно, турфирмы; возможно, государство).
Монастыри балканских стран - Болгарии, Греции, Румынии, Сербии - составляют неотъемлемую часть архитектурного наследия православных государств наряду с Россией.
Единство православия и общие корни с византийской культурой неразрывно связывают архитектуру монастырей Балкан и России. В течение тысячелетия на Балканах развились самобытные формы монастырской архитектуры. В России после 2000 г. количество действующих монастырей возросло до 600 (от 16 на 1988 г.); из них около 500 находятся в стадии возобновления монастырской жизни.
Анализ показал, что из исторически сложившихся функций монастырей большинство сохранились. Сегодня монастыри потеряли значение исправительных учреждений; оборонная функция, ярко выраженная в архитектуре монастырей-крепостей, приобрела в мирное время значение охранной, важной для защиты материальных и художественных ценностей обителей. Современный уровень развития техники, инженерного оборудования, строительных материалов вносят свои коррективы в развитие традиционных функций просветительской, производственной, хозяйственной, социально-бытовой, жилой и гостевой.
Итак, наиболее существенные изменения в жизнь монастыря и его архитектурно-пространственные решения вносит туризм. Туризм как существенное социальное явление имеет и для церкви (монастырь как музей) просветительно-культурное и материальное значение; помогает привлечь дополнительных, иногда - совершенно неожиданных покровителей и спонсоров.
На доходы от принятия паломников своей религии (по расценкам, как правило, существенно заниженным) и на более высокие доходы от светских (в т. ч. иностранных) туристов можно обеспечить, как минимум, нужды самого музея (в т. ч. интерактивную поддержку
в виде специальных интернет-ресурсов) и соответствующую инфраструктуру, необходимую для привлечения и обслуживания паломников и туристов.
Для решения подобных задач требуются специалисты разного профиля, например архитекторы, иначе музейные функции будет дисгармонировать с первичным назначением монастыря, наносить ему ущерб.
Так, туризм не должен нарушать монашескую жизнь; надлежит соблюдать и обеспечивать уединение и покой. Вместе с тем и туристы нуждаются в комфорте и удобствах, гостиницах, стоянках транспорта возле монастырей. Для этого необходимы соответствующие архитектурно-планировочные решения: изолированные пространства или дворы на территории обители, раздельные входные группы, инфраструктура для приезжих.
Музейная функция, включающая осмотр ценностей, хранящихся в специальных музейных помещениях, и обозрение архитектуры храмов, других зданий и ансамбля в целом, - также требует введения ряда специальных планировочных решений, направленных на минимально необходимую изоляцию людских потоков, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий для обитателей и гостей монастыря.
С точки зрения функционального зонирования найдется нс так уж много грамотных решений, воплощенных на практике. Так, широко известен неудачный опыт Греции в том случае, когда из известнейшего монастырского комплекса Метеоры, преобразованного в музейно- туристический комплекс, монахов пришлось переселить на Афон.
С.В. Ильвицкая, автор ряда проектов монастырских комплексов, осуществляющих музейные и туристические функции, выделяет 11 функциональных зон монастырской территории.
Развитие жизнедеятельности монастырей в XX в. определило особое значение трех следующих функциональных зон:
• социально-культурной (музеи с хранилищами, выставочные и концертные залы, художественные галереи, торговые киоски); примеры - греческие Метеоры, болгарские Рильский, Шипкинский;
• просветительской (школы, библиотеки, архивы, издательства, типографии, семинарии, училища); примеры - румынский Плумбуита, греческие - на Афоне, сербский Цетиньская Митрополия, болгарский Драгалевский;
• гостевой (мотели, кемпинги, гостиницы паломников и туристов, стоянки автомашин, площадки для вертолетов, инфраструктура); примеры - греческие Метеоры, Дафни, болгарский Рильский, румынские Бистрица, Текиргел.
В современных условиях получили развитие еще четыре функциональные зоны монастырского комплекса:
• социально-бытовая (кухни и пекарни, прачечные и бани, больницы, богадельни, склады, гаражи, магазины);
• производственная (разнообразные мастерские);
• рекреационно-эстетическая зона (сады, парки, водоемы, видовые площадки, малые архитектурные формы), необходимая для уединения и отдыха монахов и гостей монастыря);
• земледельческая (подмонастырье, хозяйственные постройки, фермы, конюшни, автохозяйство).
"На монастырской территории,- пишет С.В. Ильвицкая,[1]- в условиях увеличения потока паломников и туристов, большое формообразующее значение имеют входная (устройство автостоянок, киосков, церковных лавок, мест для отдыха), храмовая и жилая зоны. Важно выделение храма и пространства вокруг него (для кругового обхода по религиозному обряду), где богослужение проходит почти постоянно (особо длительные всенощные бдения идут по 4-6 часов). В этой связи необходимо изолирование "тихой" зоны для обеспечения монашеского уединения и выполнения послушания насельниками монастыря (в молитве и труде)".
Современные келейные помещения (также многие гостиничные номера, приспособленные в кельях) на Балканах рассчитаны на 1-2 чел., имеют площадь 9-15 м2 на чел., для высоких чинов - до 20 м2 на чел., оборудованы умывальниками; благоустроенные санитарные узлы размещены в каждой секции или в торцах галереи. Этажность корпусов келий и гостиниц на территории монастыря - 2-4 (в Болгарии и на Афоне до 5-7 этажей). В цоколе корпусов - хозяйственные помещения. Гостиница для паломников и туристов (за пределами монастыря) - 4-5 этажная, имеет домовую церковь, номера оборудованы санузлами; площадь номера на 1 чсл. - до 10-12 м2, на 2-3 чел., порядка 16-20 м2. Архитектура корпусов решена ярусами каменных аркад или деревянных колоннад с парапетами. Для настоятелей предусмотрены 2-4-этажные дома с парадными фасадами (украшены портиками, балконами, эркерами, или лоджиями), строящиеся по индивидуальным проектам. Они имеют выразительный архитектурный облик и выполнены обычно в одной стилистике с храмом или окружающей застройкой.
В некоторых балканских монастырях - туристических и музейных центрах - с учетом современных реконструкций, предусмотрены два входа с въездными воротами, в т. ч. парадный с устройством зеленого партера перед входом, и второй - въезд в хозяйственный двор с блоком гаражей, ремонтных мастерских и др.; рациональное функциональное зонирование в сочетании с рекреационными зонами, размещение хозяйственно-производственных зданий на нижних террасах или дифференцированное в нескольких дворах.
Рядом с храмами располагаются большие каменные 1-2-этажные трапезные, прямоугольные в плане, иногда включенные в ряд келейных корпусов. В первом этаже - службы, во втором - зал, как правило, со сводчатым потолком и фресковой росписью на стенах. Вместимость - 100 600 чел. (в монастыре св. Пантелеймона на Афоне до 800 чел. с учетом приема паломников). Расчетная площадь в зале- порядка 1-2 м2 на человека. Сегодня в связи с ростом потоков паломников и туристов появляется явная тенденция к увеличению площади и вместимости трапезных на 15-20 %; вместимость до 300 800 чел. для крупных монастырей, 100-200 чел. - для средних, 50-100 чел. - для малых.
В номенклатуру зданий монастыря включены кухни, больницы, бани, прачечные, павильоны над святыми источниками, а в крупных монастырях также библиотеки, школы, мастерские и производственные заведения и др. За пределами монастыря построены гостиницы с благоустроенными номерами, мотели, кемпинги, бунгало, кафе, рестораны и др.
Музейные функции осуществлены за счет адаптации старых трапезных, устройства экспозиционных новых залов, фондов в келейных или административных зданиях парадного двора.
В большинстве монастырей, принимающих туристов и осуществляющих музейное экспонирование, развивается промысловоремесленная деятельность (керамические, иконописные мастерские, ковроткачество, художественная вышивка и др.), все эти виды деятельности, наряду с перепродажей книг, антиквариата, предметов культа является еще одним источником дохода монастырей, адаптирующихся к современным социокультурным условиям.
В России отмечено совмещение нескольких функций в деятельности монастырей. Так, монастыри-крепости (Соловецкий, Псковско- Печерский и др.) после утраты оборонной функции преобразуются в крупные земледельческие и хозяйственные комплексы с расширенной музейно-просветительской функцией. Московские монастыри-сторожа (Донской, Новодевичий, Симонов, Новоспасский, Спасо-Андроников) сегодня действуют и выполняют функции крупных религиозных и музейных комплексов.
Наблюдается процесс развития монастырей в крупные хозяйства с разносторонней направленностью. Так, на территории Кирилло- Белозерского монастыря-крепости действует историко-архитектурный музей-заповедник, возрождается известное с XVIII в. монастырское доходное хозяйство с механизированными фермами, иконописной фабрикой, рыболовной флотилией, коптильнями; построен водопровод и рельсовая дорога до пристани. Деятельность Московского сретенского монастыря связана с созданием высокопроизводительных хозяйств на арендованных землях в Рязанской области, с возрождением разрушенных хозяйств колхозов (фермы, сельхозугодья) и частичным решением проблемы занятости местного населения.
Программа возрождения Тихвинского успенского монастыря- мемориала, принимающего с июня 2004 г. (возвращение монастырской иконы) большое количество паломников, предусматривает рациональное функциональное зонирование ансамбля, отвечающее совмещению деятельности монастыря и историко-архитектурного музея (концентрация музейных зданий в восточной части двора). Программа предполагает усиление безопасности внутреннего каре зданий путем восстановления монастырских стен из монолитного бетона с фасадной облицовкой из кирпича. Для размещения гостей и паломников приспособлены (под гостиницы и мастерские) существующие здания келарского, больничного и южного корпусов, помещения Трапезной палаты и северного корпуса. В Житенных кельях располагаются фонды музея, бывшее Духовное училище адаптировано под гостиницу для паломников. При воссоздании фасадов применялись современные строительные материалы.
В монастырях-мемориалах с развитой функцией паломничества и туризма необходимо восстанавливать и строить гостиницы, богадельни, приюты, больницы и создавать социальную и инженерную инфраструктуру. Так, Серафимо-Дивеевский монастырь и село Дивеево
(на территории которого располагались три гостиницы, конный двор, мастерские, жилые монастырские корпуса) связаны как части единого духовного комплекса для российских и зарубежных паломников.
Монастыри-резиденции (Свято-Данилов, Троице-Ссргиева лавра) и подворья (Валаамский монастырь имеет подворья в Москве, Петербурге, Ленинградской области и Карелии) являются наиболее перспективными типами ансамблей с расширенным составом построек уникальной архитектуры. Троице-Сергиева лавра служит примером решений для строительства русских монастырей: застройка оптимальной плотности (около 50 %), функциональное зонирование территории двора, выделение "тихой" зоны для монашеской жизни, гостиничная зона вне стен комплекса.
На территории ансамбля главной резиденции Патриарха всея Руси Свято-Данилова монастыря построены новые здания: резиденция Священного Синода и Московской Патриархии, резиденция Патриарха с церковью Всех Святых, две часовни, больничный корпус, 3-5-этажный гостиничный комплекс "Даниловский", 4-этажный корпус отдела внешних церковных сношений и др. Территория монастыря разделена стеной с башнями на два двора: в первом - храмы и службы, дом настоятеля, корпуса келий и трапезная, во втором - гостиница и мастерские.
Процесс развития русских монастырей происходит также за счет строительства новых подворий. В комплексе Патриаршего подворья на Борисовских прудах в Москве (построен и освящен в 2004 г.), помимо традиционных построек (храм Живоначальной Троицы, второй по значению после храма Христа Спасителя, колокольня, часовня Александра Невского), возведены воскресная школа с музыкальными классами, иконописные мастерские, концертный зал, дом причта с кабинетами для приема гостей и залом для переговоров, церковные лавки, склады, гаражи.
К типу монастыря-усадьбы (Оптина пустынь, Нилова пустынь и др.) можно отнести большинство русских монастырей, ведущих различную хозяйственно-производственную деятельность (преобладают земледелие, животноводство, рыболовство, пчеловодство, переработка продуктов, различные промыслы, торговля). Так, в женском Ново- Голутвином монастыре функционируют мастерские керамики (в храме - керамический лепной иконостас), резьбы по дереву, иконописи, плетения, гобеленов (с разработкой компьютерных программ), открыты школа-интернат для детей-сирот, детский клуб, православный медицин
ский центр, воскресная школа; проходят выставки монастырских промыслов. Монастырь представляет смешанный социокультурный тип, ведущий различную деятельность (торгово-ярмарочную, промысловую, усадебную, просветительскую).
Таким образом, монастыри - хороший пример адаптации музейной функции к современным социокультурным (уже экономическим) условиям.
В целом на Балканах получили распространение монастыри музейного типа с развитой туристической функцией (адаптированы корпуса келий, трапезные, построены гостиницы и необходимая инфраструктура обслуживания). В русских монастырях большее развитие получили типы монастырей-резиденций, подворий, расширяются хозяйственные центры, во многих ансамблях функционируют музеи, менее развита туристическая функция, проблемы приема паломников и туристов пока не решены.
Развитие современных балканских и российских монастырей базируется на многофункциональной структуре комплекса, рассчитано на различные типы зданий, соответствующие определенным, в том числе новым функциям, в числе которых музейная как минимум самоокупаемая и являющаяся в данном случае также и довольно успешной разновидностью рекламы самого монастыря, его символики и разнообразных ценностей.