Заключение
Право — явление надстроечное. И его основные черты определяет экономически господствующий класс, они обусловлены его волей. Поэтому любые недостатки данного переходного периода в правовом регулировании государственной службы РФ можно легко спрогнозировать и исправить, если мы знаем этот класс "в лицо".
Господствует представление о том, что на государственной службе может находиться любое, а не специально подготовленное лицо. Эти черты социалистической системы права в Российской Федерации сохраняются. Нельзя согласиться с теми учеными, которые считают, что российская система права относится к континентальной системе права. Между социалистической авторитарной системой права, существующей в настоящее время в Российской Федерации, и континентальной системой права, как она характеризуется, например, в Германии или Франции, существует большая разница: в континентальной системе права административная юстиция существует в качестве четвертой ветви власти, в то время как в социалистической системе права административная юстиция отсутствует.
Другие характеристики государственной службы в Российской Федерации связаны с многочисленными искажениями общепринятых категорий в праве. Отрицание идеологии в российском государстве по Конституции РФ связано с желанием откреститься от идеологической связи с СССР. Но само отрицание государственной идеологии также является идеологическим постулатом.
Прежде всего, государство не может произвольно снять с себя ответственность за любые события, происходящие в стране. Поэтому объявление в процессе административной реформы Путина — Фрадкова 2003—2004 гг. об уходе государства из экономики, о сокращении административно-бюрократической системы и т.д. — не просто непонимание исторической роли и места государства в жизни человеческого общества, но и инструмент развала страны, разгрома своей экономики в пользу экономики окружающего конкурентного рынка. Наоборот, профессор Колумбийского университета США Стиглиц выразил мнение, что первоочередная задача, — это усиление влияния государства в управлении экономикой. Стихийный рынок несет в себе огромное количество системных проблем, регулировать которые можно только путем грамотной правительственной политики. Справедливое распределение доходов от пользования природными ресурсами, контроль за корпоративными капиталами, полную информационную прозрачность бизнес-процессов в силах обеспечить только государство. Лозунг административной реформы о сокращении или даже об уходе государства из экономики является, по существу, рецидивом коммунистической идеологии отмирания государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.
Нельзя признать верной подмену рыночного механизма отбора конкурентоспособных предприятий административным ресурсом. Невозможно административным путем "строить" капитализм со свободной рыночной конкуренцией. Нельзя допускать финансирование тех коммерческих структур, которые не способны выжить самостоятельно и обязаны подвергаться санации методом банкротства. Свободные рыночные и конкурентоспособные предприятия "невозможно "назначить" — если что растет, то растет само, не "благодаря", а "вопреки"... Невозможно "назначить" конкурентоспособные предприятия и отрасли в результате торга на административном "базаре"", —совершенно верно отмечает Андрей Колесников, употребляя при этом воровскую терминологию, которая в ходу на российском "рынке".
Вряд ли приемлема мысль некоторых руководителей страны о "конкурентоспособности" российской "элиты", а то и самого российского государства в целом. На первом же заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству у председателя Правительства РФ М. Фрадкова собравшиеся предприниматели рассматривали положения Послания президента Федеральному Собранию и план работы на год. Новый орган, считал Михаил Фрадков, должен стать "стержнем работы кабинета в повышении конкурентоспособности страны...".
Президент РФ Д. А. Медведев также собирал в Кремле представителей крупнейших российских компаний и проводил с ними встречи, на одной из которых заверил их, что "России не нужна ни милитаризация, ни огосударствление экономики", что "никаких серьезных изменений в экономическом курсе России в ближайшее время не предвидится". Таким образом, по-прежнему предпринимаются попытки подменить профессиональный государственный административный аппарат российских чиновников непрофессиональными лоббистами собственных предпринимательских интересов. Это направление развития не соответствует исторической закономерности образования института государства как главного инструмента организации жизни общества на современной цивилизационной стадии его развития. Есть ученые, считающие, что при действующем политическом режиме состояние Российской Федерации характеризуется как "цивилизационный закат".
Административная реформа Путина — Фрадкова, прошедшая в 2003—2004 гг. в Российской Федерации, неполна, поскольку любой государственный орган ничто без лиц, выполняющих его функции, т.е. государственных служащих. А государственных служащих основные постулаты административной реформы не упоминают, что вполне очевидно делает эту реформу лишенной существа, не затрагивающей главного. Возможно, новые административные реформы исправят это положение.
В структуре же органов и организаций государственного аппарата большим теоретическим вопросом, подрывающим единство государственного аппарата, является концептуальная двусмысленность статуса различных органов, выполняющих государственные публичные функции. Конституция РФ называет муниципальные структуры негосударственными, а значит, отказывает им во властном содержании. Тем самым и вся государственная служба разрывается на действующую на федеральном уровне, а до народа не опускающуюся и на муниципальную, не обладающую государственной властью по Конституции РФ. Это совершенно неприемлемо для государственной формы организации общества. И от такого построения российского государства следует отказаться. Отказаться надо и от полукоммунистической идеи передачи государственных полномочий негосударственным органам и организациям.
Деятельность государства вовне реализуется через деятельность государственных служащих, и если оно объявляет об уходе из экономики, большая часть государственного аппарата становится ненужной, теряет законное обоснование своего существования, а следовательно, должна быть сокращена. Вместо этого аппарат государственного управления продолжает увеличиваться.
Рассмотрение представленных выше тенденций правового регулирования государственной службы приводит к выводу о необходимости обратиться к мировому опыту и реформировать государственную службу РФ, уделив особое внимание ограничению субъективного фактора в комплектовании и работе государственного аппарата. Необходимо ввести систему заслуг при комплектовании государственного аппарата. И это требует создания школ специализированного образования государственных служащих. Необходимо создать единый орган управления государственной службой, отделенный от иных министерств и органов исполнительной власти.
Что касается формирования института профессионального чиновничества, чему призван способствовать Закон № 58-ФЗ (см. п. 1 ст. 1 данного Закона), то, по нашему мнению, этот институт исторически характерен для периодов серьезного противоречия между властью и населением (времен Ивана Грозного, Наполеона, Бисмарка и т.д.). В открытом обществе каждый гражданин занят в едином производстве в рамках всеобщего разделения труда, имеет возможность участвовать на равных с чиновниками в управлении государством. В этом контексте государственные служащие выполняют лишь один из видов общественно полезного труда. Выполнение государственными служащими общественных задач позволяет обществу и обязывает его наладить такой контроль за их деятельностью на благо этого же общества, при котором каждый гражданин, каждый управляемый субъект имел бы право и возможность влиять на параметры деятельности чиновников с помощью либо их избрания, либо привлечения их к ответственности в публичном суде административной юстиции. То есть в обществе, где гражданин активен и участвует в делах общества, обособление части государственного аппарата в чиновничью закрытую касту непродуктивно и не является адекватным решением проблемы качественного управления обществом.
Идеологическим стержнем государственной службы должна стать идея патриотизма, поскольку иной функции, чем выражение интересов своего государства, у государственных служащих быть не может. Общество, охваченное идеологией наживы и обогащения, потенциально порождает конфронтацию и требует для своего функционирования большее сильного принудительного аппарата государства. Этот аппарат не создает прибавочный продукт, требует дополнительных расходов государственного бюджета и дополнительно проводит полосу отчуждения в обществе.
Одним из направлений развития института государственной службы должно стать повышение конкурентоспособности государственного служащего. Этого можно добиться при помощи организации реальных конкурсов при поступлении на государственную службу, регулярных и независимых экзаменов на соответствие должности. Проведение открытых конкурсов для занятия должностей в государственном аппарате, суды административной юстиции и т.д. для Российской Федерации, к сожалению, не являются характерными. На практике происходит еще большая концентрация в одних руках решений вопросов государственной службы; если в СССР кадровый вопрос решался относительно коллегиально, в Политбюро ЦК КПСС, то теперь и этого узкого круга лиц нет. Система добычи ужесточается.
Хотя ряд авторов считает, что "вполне определенно наметился постепенный переход к преимущественно административно-правовому регулированию всего комплекса отношений по государственной службе", необходимо изменить все правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации, резко отграничив его от иных трудовых отношений.
Проблема коррупции в системе государственной службы РФ остается системной характеристикой современной государственной власти. А. В. Куракин считает, что коррупция в сфере государственной службы дезорганизует общество, порождает синдром отчуждения личности от государства, утраты надежд людей на мудрую, честную и ответственную государственную власть. Она разрушает всю систему государственного управления, порождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, ведет к падению авторитета государственной власти, престижа государственной службы в глазах населения нашей страны и на международной арене, ухудшению качественных показателей, характеризующих кадровый состав государственных служащих. Все эти и ряд других негативных факторов, вызванных коррумпированностью должностных лиц, занимающих ответственные посты в государственном аппарате, подрывают идею государственности и, как следствие, создают угрозу национальной безопасности.
Наконец, важнейшей задачей административной реформы является обеспечение информационной открытости власти. Открытость обеспечивается в большей мере обязанностью должностных лиц государства ежегодно публиковать отчеты о своих доходах, которые для придания им юридической силы обязаны быть опубликованы в специальных официальных изданиях, доступных населению.
Режим законности в деятельности государственной службы обеспечивается в первую очередь его вертикальной подчиненностью. Каждый чиновник действует всегда так, как ему позволяет его начальник, или так, как требует его начальник. Правонарушения чиновников — это следствие бездеятельности или попустительства их руководителей. Бесконтрольность со стороны начальника — главная причина чиновничьего беспредела. И такая бесконтрольность становится характеристикой самой власти как бесконтрольной и безнаказанной.
На этом фоне рациональным путем видится создание судов административной юстиции, в которых истцом выступал бы сам гражданин. Гражданин в отличие от начальника чиновника бескомпромиссен и будет преследовать нерадивого служащего до победы.
Государственная служба в настоящее время не имеет специализированного органа государственного управления, каковым в развитых странах является Министерство государственной службы. В нашей стране этими вопросами занимается Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров в соответствии с Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1382. Хотя оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ, функции его в наибольшей степени совещательные. В то же время, поскольку государственной службой реализуются функции исполнительной власти в стране, то и министерство государственной службы должно быть одним из органов, подчиняющихся Правительству РФ как государственному органу общей компетенции, реализующему исполнительную власть в Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).
Поскольку деятельность государственной службы настолько эффективна, насколько она охраняет и сохраняет властвующую элиту, можно сделать вывод о том, что государственная служба в современной России эффективна, так как она надежно защищает действующий режим, покрывает его промахи и недостатки, всеми способами укрепляет его властную роль.
В общем смысле государственная служба настолько эффективна, насколько охраняет и сохраняет властвующую элиту, существующий политический режим. Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная служба в современной России эффективна, так как она надежно обеспечивает действующий режим своей исполнительной деятельностью.