Кредитная политика коммерческого банка
Основу организации работы банка по кредитованию составляют кредитная стратегия и кредитная политика.
Кредитная стратегия разрабатывается в рамках генеральной стратегии банка и означает конкретизацию миссии банка применительно к кредитному рынку. Определение кредитной стратегии обычно находится в компетенции совета директоров коммерческого банка.
Цель всех стратегических решений, принимаемых советом директоров, состоит в том, чтобы отобрать такие целевые рынки, виды кредитных продуктов, группы клиентов, отрасли промышленности и регионы страны, которые обеспечивали бы равновесие между уже освоенными банком сферами деятельности и новыми, сулящими дополнительные доходы, но связанными с рисками и необходимостью обеспечивать конкурентные преимущества перед другими банками. Кредитная стратегия включает также формирование процедур, которыми банк будет пользоваться для организации кредитного процесса и управления кредитными рисками, методов внутреннего контроля и определения полномочий руководящих органов банка и кредитных менеджеров. Эти процедуры и методы вырабатывает управленческий персонал банка, а затем они утверждаются советом директоров.
Контроль за реализацией выработанной кредитной стратегии, включая и контроль за соблюдением установленных процедур кредитного процесса, чаще всего возлагается на кредитный комитет.
Кредитная политика включает в себя конкретные цели и процедуры, которыми руководствуется кредитный комитет при выдаче кредитов и осуществлении контроля за кредитованием. Кредитная политика определяет тот уровень риска, который может взять на себя банк при запланированном уровне рентабельности.
При формировании кредитной политики банку следует тщательно проанализировать следующие факторы:
• достаточность собственного капитала – чем больше капитал, тем более длительные и рискованные кредиты может предоставить банк;
• качество систем оценки рискованности и прибыльности различных видов кредитов;
• стабильность депозитов;
• состояние экономики страны в целом, денежно-кредитную и фискальную политику правительства, сокращающую или расширяющую кредитные возможности банков;
• квалификацию и опыт банковского персонала, от которого зависят разнообразие направлений и эффективность кредитной деятельности банка.
Кредитная политика банка базируется на выработанной стратегии кредитования и, как правило, оформляется в виде особого документа – меморандума о кредитной политике либо руководства по кредитной политике, который может включать ряд документов.
Подходы российских коммерческих банков к разработке и оформлению кредитной политики отличаются большим разнообразием как по содержанию, гак и по форме. Во многих банках руководство по кредитной политике осуществляется на базе целого ряда документов, в которых подробно обосновываются цели кредитования, описывается организация кредитного процесса, устанавливаются виды кредитов, формы обеспечения и т.п.
Меморандум о кредитной политике, как правило, определяет:
• цели кредитной деятельности банка на текущий год по объемам кредитования, рентабельности и надежности кредитного портфеля, освоению новых рынков и совершенствованию кредитных продуктов;
• принципы формирования кредитного портфеля банка – выбор приоритетных отраслей хозяйства, представляющих зону интересов банка для первоочередного направления кредитных вложений; географический аспект кредитной экспансии банка; определение оптимальной структуры по каждой категории кредитов, их срокам, видам валют; планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных и просроченных в кредитном портфеле банка; приоритеты в объектах кредитования. Принципы формирования кредитного портфеля конкретизируются путем установления лимитов кредитования. Они представляют собой ограничения, принимаемые советом директоров, в целях оптимального контроля за рисками, возникающими при предоставлении кредита, и соблюдения принятой на год структуры кредитного портфеля. Лимиты кредитования устанавливаются по регионам; отраслям экономики; срокам и обеспечению кредитов; валюте кредитования. Особое внимание банки уделяют расчетам лимитов кредитования одного заемщика, лимитов на выдачу крупных и долгосрочных кредитов, что продиктовано закрепленными Банком России нормативами, ограничивающими размер риска на одного заемщика или группу связанных между собой заемщиков, на заемщика-акционера и одного инсайдера, лимитов на совокупную величину крупных кредитных рисков, а также на размер кредитов со сроками погашения свыше одного года;
• организацию кредитования и управления кредитными операциями – устанавливается специализация подразделений, участвующих в кредитовании с учетом принятой сегментации кредитного рынка (кредитование малого бизнеса, организаций финансового сектора, крупной корпоративной клиентуры и т.п.); определяются объемы полномочий, делегируемых структурным подразделениям банка, и их контрольные функции, порядок установления филиалам банка лимита кредитования; процедуры утверждения предоставляемого кредита кредитными менеджерами разных уровней управления и его руководящими органами. Структура управления кредитными операциями зависит от размеров банка и принятого руководством принципа организации кредитной деятельности: централизация либо децентрализация;
• организацию и методику оценки кредитных заявок – проведение работниками кредитного отдела анализа заемщиков в целях определения их кредитоспособности и вероятности выполнения взятых на себя обязательств. Анализ кредитоспособности включает оценку предпринимательского (условия внешней рыночной среды, качество управления, конкурентоспособность продукции, кредитная история, окупаемость и эффективность кредитуемого проекта и т.п.) и финансового рисков (рентабельность, движение денежных потоков, соотношение собственных и заемных средств и т.п.) предприятия-заемщика. Банк предусматривает использование новых и усовершенствованных рейтинговых оценок финансового состояния потенциальных заемщиков различных групп;
• обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижения кредитного риска – предпочтительные формы обеспечения банковских ссуд, методики оценки кредитного риска, формирования и использования резервов на возможные потери но ссудам.
В рамках кредитной политики банк должен определить не только основные виды обеспечения, которые он считает приемлемыми, но и подходы к определению суммы задолженности по договору, которая должна быть покрыта обеспечением. В качестве суммы для покрытия может приниматься максимальная величина фактической или планируемой задолженности от рассматриваемого момента до окончания договора, а также сумма начисленных, но не уплаченных процентов за весь период его действия. При выработке такого подхода банк должен учитывать, что недостаток обеспечения повышает его собственный риск, а чрезмерно высокие требования могут привести к невозможности для клиента предоставить запрашиваемое обеспечение. В связи с этим при решении данного вопроса необходимо учитывать специфику банковской клиентуры, а также выбранный метод кредитования. Должны быть разработаны и приняты подходы к оценке стоимости и ликвидности обеспечения. По каждому виду последнего определяются своего рода "процент доверия" (маржа безопасности) и рыночная стоимость с учетом степени риска, связанного с невозможностью реализовать обеспечение по цене оценки. Например, движимое имущество принимается в залог в размере 70% рыночной стоимости, векселя организаций – 60% текущей стоимости и т.д.
Для формирования обоснованного профессионального суждения о качестве выданных кредитов, размере кредитного риска и создания па этой основе резерва на возможные потери по ссудам в процессе разработки кредитной политики банк должен определить и закрепить во внутренних документах систему оценки кредитного риска, позволяющую классифицировать ссуды по категориям качества, и процедуры списания нереальной ко взысканию задолженности за счет созданных резервов;
• процентную политику по ссудам – подходы к установлению процентных ставок по видам кредита и его цены для конкретного заемщика. Последняя зависит от многих факторов (стоимости банковских ресурсов, усиления конкуренции, внедрения новых технологий, накладных расходов, требований центрального банка, риска кредитной сделки и др.) и может определяться различными методами. Один из возможных подходов основан на установлении базовой ставки по кредитам, т.е. минимальной ставки, по которой предоставляются краткосрочные кредиты первоклассным заемщикам на мероприятия, имеющие минимальный риск и надежное обеспечение. Базовую ставку определяет кредитный комитет, исходя из реальной стоимости ресурсов для кредитования в данном банке, его накладных расходов и необходимой нормы прибыли с учетом конкурентных позиций банка на рынке кредитных услуг. Размер базовой ставки периодически корректируется. В дополнение к базовой ставке разрабатываются системы надбавок в зависимости от фактической степени риска конкретного продукта и уровня кредитоспособности заемщика. Величина надбавки по каждой ссуде зависит от ее срока, размера, характера обеспечения, а также от цели кредита (наибольшие размеры надбавок устанавливаются по ссудам, выдаваемым для устранения финансовых затруднений, на осуществление высокорисковых инвестиционных проектов и др.). Банком также регламентируются размеры, порядок начисления и взыскания штрафных процентов, комиссии по пролонгации кредитов.
Для реализации утвержденной кредитной политики банки должны разрабатывать регламент предоставления денежных средств своим клиентам, а также отдельные положения: по кредитованию разных групп клиентов (с учетом вида, формы кредита, его обеспечения), о порядке оценки финансового состояния заемщиков, порядке начисления и уплаты процентов по ссудам, порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам.
Внутрибанковские положения по оценке финансового состояния заемщиков должны содержать описание методов, правил и процедур, применяемых при его изучении, перечень основных используемых источников информации поданному вопросу, круг сведений, необходимых для этого, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении оценки. Должен быть разработан и утвержден четкий порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика и отражения в нем результатов анализа финансового положения и иных существенных факторов, определяющих кредитный риск по предоставленным ему ссудам. Перечень показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, и порядок их расчета определяются банком самостоятельно в зависимости от отрасли и сферы деятельности заемщика, задач анализа, а также с учетом всей имеющейся информации как на отчетные, так и на внутримесячные (внутриквартальные) даты.
Положение о порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам должно включать:
• порядок оценки ссуд, в том числе ее критерии, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
• процедуры принятия и исполнения решений по формированию резерва;
• процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса банка нереальных для взыскания ссуд;
• порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога;
• порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
• порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
• порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва и иные существенные положения.