Лекция 12. КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА
После изучения главы 12 бакалавр должен:
знать
• основные черты и особенности креативного менеджмента;
• понятие интеллектуального и креативного потенциала менеджмента;
• факторы формирования и развития креативного менеджмента;
• систему и механизм креативного менеджмента;
• средства мотивации совместного творчества;
уметь
• оценивать и находить возможности реализации творческих способностей человека;
• распознавать интересы и ценности сотрудников в области творческого подхода к делу;
владеть
• приемами мотивации творчества;
• методологией исследования сложных и неординарных проблем;
• средствами и методами креативной интеграции деятельности.
Давайте задумаемся
Какие черты менеджмента раскрывает понятие "потенциал"? В чем особенности креативного потенциала менеджмента? От чего зависит реализация креативного потенциала менеджмента? Чем определяются потребности в креативном менеджменте? Есть ли перспективы широкого распространения креативного менеджмента? Какова роль менеджера в системе креативного менеджмента?
Потребность в креативном менеджменте
Интеллектуальность современного менеджмента
Реальность современного развития менеджмента подтверждает то положение, что сегодня невозможно решать сложные проблемы, опираясь лишь на элементарное использование знаний через рекомендованные и апробированные методики. В жизни происходят столь стремительные изменения, что учитывать их особенности становится все труднее и труднее. Меняется характер проблем, с которыми сталкивается менеджер. Меняется человек, которым управляет менеджер, меняются его интересы и ценности и направления этих изменений вполне определенным образом требуют изменения типа управления от сугубо организационного к социально-психологическому (приоритет человеческого фактора) и далее – к креативному.
В современном менеджменте заметны тенденции повышения роли интеллекта: менеджмент все в большей степени зависит от углубления и овладения приемами интеллектуальной деятельности и менеджером, и персоналом менеджмента.
Сегодня вообще интеллектуальная деятельность играет все бо́льшую роль в развитии производства и общества. Ее главной особенностью является то, что она требует вдохновения, творчества и определенного уровня образования и культуры.
Процессы усложнения современного менеджмента увеличивают цену ошибок и повышают роль интеллектуальности, от которой зависит научный подход, овладение новыми технологиями и их совершенствование.
По интеллектуальность может быть различной. Особым ее видом является реализация творчества и творческое взаимодействие между людьми.
Это находит отражение в креативном менеджменте, который представляет собой тип управления, опирающийся на творчество персонала и предполагающий творческий подход менеджера в решении всех проблем. При этом творчество рассматривается как поиск неординарных, нестандартных подходов, раскрепощение интеллектуальной фантазии, стремление увидеть будущее, желание и возможность реализации индивидуальности.
Менеджмент любой организации можно рассматривать с позиций величины и уровня его креативного потенциала – одной из важнейших характеристик менеджмента.
Креативный потенциал – это способность и возможность реализации в практической деятельности творческого подхода к менеджменту и в менеджменте. Но творчество – это не только и не столько озарение (эврика), оно опирается на исследование ситуаций, проблем, тенденций, факторов и пр.